Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Касимов...Россия: мусульманский пласт истории города.

1) В данном репортаже собран уникальный этнографическо-исторический материал об истории касимовских татар-суннитов и Касимовского ханства, вы также увидите мусульманскую мечеть 16-17 вв., усыпальницы ханов, сохранившиеся с 15 и 17 вв. Касимовское ханство существовало в 1452-1681гг., от которого сохранился субэтнос касимовских татар численностью 1100 человек (в конце XVIII века их было 5999 чел., в конце XIX века — 4764 чел.), их самоназвание- тат. qasıym tatarları, касыйм татарлары, кәчим татарлары. Но, сначала совершим экскурс в историю.
IMG_3937.jpeg

2) Касимов был основан в 1152 году Юрием Долгоруким, получив первое название -Городец Мещёрский и став приграничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В 1376 году крепость разорена в ходе монголо-татарского набега, однако на этом месте вскоре отстраивают новый город, носивший название Новый Низовой Город. И вот тут начинается самое интересное.
В борьбе за московский престол великому князю Василию Тёмному большую помощь оказали татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, который, убив отца и одного из родичей, захватил власть. За верность и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец в 1452 году. Так по княжьему указу в глубине мещёрских лесов возникло Касимовское ханство. В 1471 году город приобретает своё нынешнее название по имени хана Касима. . В связи с образованием в Мещерском крае Касимовского татарского ханства, столицей которого стал город Касимов, сюда прибыли татары из Крыма, Казани и других мест. Удельное Касимовское царство, которое находилось в прямой зависимости от великого князя московского, просуществовало более 200 лет.
IMG_4319.jpeg

3) Наиболее привилегированными сословиями в Касимовском ханстве были знать и духовенство, среди которых можно выделить: хан, карачаи (визири), беки и мурзы (князья). Также в состав привилегированного сословия входили аталыки (уважаемые и почитаемые люди), имильдаши (дети князей), казыи (судьи), казаки(военное сословие).
Низшую ступень занимали дворцовые служащие (сокольничий, конюший и др).
Духовенство было одним из самых влиятельных сословий и состояло из: мулл (священники), хафизов (знатоки Корана), данишмендов (учителей). Все духовенство возглавляли сеиды. Примечательно, что сеид возглавлял особое воинское формирование — «Сеидов полк».
Основная масса податного населения состояла из торговцев, ремесленников, мелких землевладельцев и крестьян. Были даже и рабы в ограниченном количестве, до 16 веке в Касимове существовал невольничий рынок.
Вооружённые силы состояли из постоянного войска (казаки) и ополчения, которое собирало ханство в целях совершения военных походов. Все военные действия царство совершало вместе с войсками Русского государства.
К XVII веку идет процесс превращения бывших касимовских воинов в мирных торговцев и ремесленников.
Основу этнической группы составили финно-угорские и тюркские племена, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства, а затем выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, казахских и ногайских орд, оседавшие на территории царства в течение XV—XVII вв.
IMG_4316.jpeg

4) После завоевания в 1552 году Иваном Грозным Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства — Сююмбике, которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе. В 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан, Касимовское царство (ханство) перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времён царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей.
В XVII веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков (Татарская слобода и Старый Посад); Ямская слобода (находилась в непосредственном подчинении Москвы), остальная часть города (в том числе Марфина слобода) управлялась касимовским воеводой.
IMG_4317.jpeg

5) Ханская мечеть (мечеть Касим-хана, тат. Xan məçete, Хан мәчете) — мечеть XVIII—XIX веков с минаретом XVI века в г. Касимов Рязанской области, памятник татарской культовой архитектуры. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание. С 1930-х гг. здание используется в качестве музея.
IMG_4314.jpeg

6) По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда, Кадыр-Али бия, была построена ханом Шах-Али, то есть в середине XVI века. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I, который, по преданию, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё
IMG_4315.jpeg

7) В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету (видимо, сохранённому в качестве дозорной вышки) по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей.
IMG_4318.jpeg

8). Об этом свидетельствует текст указа царицы Екатерины II: «Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Касимовской Воеводской канцелярии города Касимова Татарской слободы сотнику Сеит-Бектемирову сыну Шакулову. — Сего 1768 года февраля 13-го дня в присланном от Его Превосходительства г-на генерал-майора и кавалера и Воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в Касимовскую Воеводскую канцелярию предложении написано: Ея Императорское Величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа, высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе Татарам для молитвы их мечеть; объявя сие Ея Императорскаго Величества повеление, Касимовской Воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова Татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и во исполнение онаго предложения в Касимовской Воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго к тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова Татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему Ея Императорскаго Величеству указу. Апреля 9 дня 1768 года (№ 355)».
IMG_4320.jpeg

9) На стене мечети над дверью вделан камень с надписью на старотатарском. Её перевод заключается в следующем:
«1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-эль-аввале (июнь — июль) соорудили: Бектемир сеид, Бурхан сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла мурза, Муса сеид, Мустафа сеид, Сулейман мурза, Темир-Булат сеид, Юсуф мурза Чанышев, Муртаза сеид, Мухаммед сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб мурза, Муса мурза Девлетгильдеевы, Юсуф мурза, Ибрагим мурза Максютовы, Мустафа мурза, Темир-Булат сеид Шакулов».
IMG_4321.jpeg

10) Скульптура татарского хана Касима (прототипом ему послужил известный касимовский писатель-краевед Владимир Акимов), символизирующая единство христианства и ислама в городе.
IMG_4313.jpeg

11) Текие́ Шах-Али́ ха́на (тат. Şahğali xan təkiəse, Шаһгали́ хан тәкиясе́) — усыпальница Шах-Али хана в городе Касимове Рязанской области России. Памятник средневековой архитектуры. Построено в 1556 году. Усыпальница представляет собой двухкамерное сооружение из белого камня со сводчатыми перекрытиями, построенными из кирпича, а также интересными арочными проемами.
IMG_4323.jpeg

12) Высота здания составляет около 5 метров, размеры 13,5 на 8,5 метров.
В мавзолее есть две комнаты: большая – это место для захоронения, там покоится Текие хан Шах Али, его супруга и некоторые родственники, а маленькая необходима для поминовения, чтения Корана. Надгробные камни плохо сохранились до наших дней. Правда, уже в 19 веке, во время проведения реставрационных работ, камни выглядели достаточно плохо, но пострадали они не столько от времени, сколько от руки человека.
Над дверью, ведущей в большую комнату, можно увидеть надпись в две строки. Одна гласит о том, что строителем этого мавзолея является Шах-Али-хан – сын Шейх-Аулиара-султана. Время постройки мавзолея – еще при жизни хана. Вторая же надпись гласит о том, что нет в мире никакого бога, кроме Аллаха.
IMG_4328.jpeg

13) Кастровское медресе в Касимове основано в 1808 г. по инициативе имама Ханской мечети Абдулвахита Исмагиловича Давликамова при финансовой поддержке богатых прихожан Ханской мечети, в т.ч. семьи Шакуловых. Оставаясь на протяжении более ста лет имам-хатыбами Ханской мечети, династия Давликамовых руководила деятельностью медресе. Особую роль в развитии Кастровского медресе сыграл сын основателя — Фазлулла Абдулвахитович Давликамов, избранный вторым имамом Ханской мечети в 1827 г. При первых Давликамовых медресе располагалось в их собственном доме.
Название медресе связано с тем, что с 1868 г. попечителем медресе стал представитель богатой татарской семьи Сайфулла Мурсалимович Кастров — владелец мерлушечного производства. В последующем семья Кастровых продолжала содержать медресе, построила здание, изображённое на фотографии. Они оплачивали жалованье преподавателям; на полном пансионе Кастровых жил многолетний преподаватель медресе Хасан Шамсутдинов и его семья. Финансовую помощь Кастровскому медресе оказывали и др. меценаты.
IMG_4312.jpeg

14) А вот до Текие́ Афга́н-Мухамме́д султа́на пришлось идти 3 км от окраины города, через грубокий овраг, речку, поле, поселковую дорогу с утками, индюшатами. Усталость сильнейшая была, но, когда увидел еле заметный ориентир на краю поля, с открывшимся вторым дыханием достиг цели.
IMG_4303.jpeg

15) Текие́ Афга́н-Мухамме́д султа́на (тат. Əfğənmөxəmmət soltan təkiəse, Әфганмөхәммә́т солта́н тәкиясе́) — усыпальница хорезмского царевича сына Араб Мухаммад-хана Афган-Мухаммед султана. Построена рязанскими мастерами в 1649 году по заказу его жены Алтын ханым, дочери хорезмского хана, шибанидаХаджи Мухаммад-хана (Хаджим султана). Двухкамерный мавзолей со сводчатыми перекрытиями в традициях татарского зодчества. Во внешнем декоре использованы элементы русского «кирпичного узорочья». Через три года здесь была похоронена и сама Алтын-ханым.
IMG_4298.jpeg

16) Текие Афган-Мухаммед султан – это единственное уцелевшее захоронение на старом кладбище, где нашли свой покой Фатима-Султан и Арслан – последние правители Касимовского ханства.
IMG_4296.jpeg

17)Усыпальница является типичным образцом татарского зодчества, но в наружном декоре хорошо проглядывается «кирпичное узорье» - типично русский прием кладки кирпича.
IMG_4297.jpeg

18)Текие был построен в 1649 году рязанскими мастерами по заказу Алтын ханым, жены захороненного в усыпальнице Афган-Мухаммед султана и дочери хорезмского хана.
IMG_4299.jpeg

19)В двухкамерном мавзолее сохранились три из четырех надгробий с арабской графикой, которая за долгие годы значительно износилась.
Под одним надгробьем покоится хорезмский служилый царевич Афган-Мухаммед султан, сын хивинского хана Араб Мухаммад-хана и младший брат хивинского хана Абулгази.
Под вторым надгробием покоятся останки жены Афган-Мухаммед султана Алтын ханым, которая и заказала усыпальницу, о чем свидетельствует табличка над входом в Текие.

IMG_4301.jpeg

20)
IMG_4300.jpeg

21)
IMG_4295.jpeg

22) В самом Касимове мы прогуляемся в следующей части.
IMG_4293.jpeg
Tags: Касимов, Россия, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments