Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Полоцк ... Беларусь (август 2014)

1) Полоцк стал третьим пунктом во время моей уже минувшей августовской поездки в Беларусь. Если быть точнее, я прибыл в этот город с ночным поездом из Могилёва, однако утром я отправился с полоцкого железнодорожного вокзала в город Глубокое, где был возведён первый костёл в стиле «виленское барокко». Вернувшись оттуда, я сразу заселился в гостиницу, дабы скинуть вещи и немного передохнуть. Так как на часах было ещё 17.30 по минскому времени, я решил не проводить вечер в компании с телевизором, а вместо этого пойти погулять по Полоцку и постараться хотя бы часть увидеть из намеченного по плану.
Взглянув на городскую карту города, я обратил вниманием, что одни из жемчужин Полоцка, Спасо-Ефросиньин монастырь, расположен в стороне от основных достопримечательностей города. Туда я и решил отправиться, тем самым затратив на осмотр города 2 дня (и того было мало, чтобы ещё больше проникнуться атмосферой Полоцка).
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65829525_2400

2) Общее впечатление от города: многогранность «отца городов белорусских», проявляющаяся в автомобильном мосту, просторе реки Западной Двины, Олимпийском гребном клубе байдарочников, в скульптурах, в утратах, монастырях, храмах, захоронениях убитых военнопленных.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65829614_2400

3) Подготовка этого поста о Полоцке стала для меня наиболее трудной записью по сравнению с предыдущими фотоисториями в моём блоге. Дело в истории города, историческом фоне, атмосфере современного Полоцка, которые я старался описать максимально объёмно, дабы не упустить какой-нибудь важный нюанс. Именно нюансы образуют историю этого города.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67151951_2400

4) В летописном своде «Повесть временных лет» Полоцк впервые упоминается в 862 году в связи с призванием варягов. Кем и когда точно был основан город неизвестно. Монах Нестор отмечал, что "славяне начали держать своё княжение в Новгороде, другие на Полоте, «Речкой ради», прозвавшимися полочанами". Они были частью союза племён кривичей, который сложился в VI-X вв. в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Следует упомянуть тот факт, что в латышском языке русских до сих пор называют «криевас», а Россию- «Кривия».
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65849669_2400

5) Выгодное географическое положение Полоцка обусловлено торговым путём «из варяг в греки», позволявшим городу вести торговлю с Византией и Скандинавией.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851782_2400

6) Точная дата основания города теряется в веках. В книге «Деяния данов» датского историка Саксона Грамматика по истории датских викингов есть глава «Не сила города берёт», в которой описывается, как конунг Фроди I хитростью взял город Полтиска. Поначалу осады, крепость оказалась неприступна норманнам, и хитрый Фроди сымитировал свою смерть в бою, после чего во время пира в Полтиску пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины.
Финский языковед, славист Иосиф Миккола предположил, что скандинавское название Потиски является не что иным, как Полоцком.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_67150711_2400 (2)

7) Власть в городе принадлежала князю. Решения принимались вече вплоть до получения городом Магдебургского права в 1498 г. Первым полоцким князем был Рогволод, имя которого употребляется в летописях. Легенда гласит, что он «пришёл из моря». Это событие изображено на гербе Полоцка- на голубом фоне плывущий корабль по серебряной воде. Городской герб существовал с XVI века и считается одним из наиболее древних гербов Беларуси.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851079_2400

8) Дочь Рогловода - Рогнеда невольно стала причиной гибели своего отца и братьев, отказав сватам, приехавшим от князя Владимира, предпочтя ему новгородского князя Ярополка. Владимир одолел Ярополка, в Полоцке сначала изнасиловал Рогнеду на глазах у Рогловода, которого убил после этого, после сослал её с малолетним сыном в Изяславль (местечко было названо в честь сына Владимира и Рогнеды). После принятия христианства на Руси, Владимир вернул их обратно в Полоцк, Изяславля же он сделал полоцким князем. Изяславль впоследствии первым ввёл в Полоцке письменность и обучение грамоте и возродил род Рогволодовичей.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67152839_2400

9) С середины XI века Полоцкое княжество отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (1044-1100 гг.), при котором Полоцк достиг наивысшего расцвета. Всеслав начал возведение Полоцкого Софийского Собора, одного из первых монументальных храмов Древней Руси (1030-1060гг.). После смерти Всеслава, Полоцкое княжество было поделено между его 7 сыновьями.

На снимке памятник этому деятелю(2007г.), современники которого считали колдуном, сам он воевал за Киевский престол, завладев им на полгода. К сожалению, сильный солнечный свет не дал сфотографировать более детально, но мне кажется, этот снимок несколько передаёт мистический ореол князя: ))
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65829769_2400

10) Теперь расскажу о Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре, о истории его возникновения.
Евфросинья Полоцкая (между 1001 и 1105-1173гг.)- внучка Всеслава Чародея (мирское имя-Праслава) в 12 лет приняла монашеский постриг под именем Евфросинья ( в честь преподобной Евфросиньи Александрийской). Будучи грамотной, Евфросинья много читала и с разрешения полоцкого епископа Илии поселилась в келье в Софийском соборе Полоцка, в котором находилась богатая библиотека. Она там занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню. Для реалий XII в. Девушка была очень образована и увлечена, и в монахини пошла, видимо, чтобы иметь доступ к знаниям: в прошлом это было не редкость, монашество (а вместе с ним, освобождение от брака и семьи) было единственным путём в культуру для женщины. Да, своеобразный пример белорусского средневекового феминизма.
В 1127-1128 гг. Евфросинья основала Полоцкий Спасо-Евфросиньин монастырь, получивший большие пожертвования, после чего в нём был заложен каменный храм, сохранившийся до настоящего времени.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65849751_2400

11) По её заказу золотых дел мастер Лазарь Богша в 1161 году сделал крест для Спасо-Преображенского собора Спасского Монастыря, впоследствии названный Крестом Евфросиньи Полоцкой, который использовался в качестве национального символа Беларуси, а также одного из элементов государственного герба Белоруссии в 1991-1995 гг. при президентстве Станислава Шушкевича.
В конце жизни Евфросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим, где скончалась. Вскоре, в 1187 году прах покойной был перенесён в Киево-Печёрский монастырь, где мощи Евфросиньи находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.
Она стала первой женщиной в Беларуси, причисленной к лику святых, её личность одинаково почитаема и в православии и католичестве. Её влияние сказалось на преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65850033_2400

12) Домонгольская Спасо-Преображенская церковь (1128-1256гг., зодчий Иоанн), в ней впервые были применены кокошники (декоративные украшения на стенах, у сводах, у оснований шатров, барабанов церквей), получившие распространение в русском храмовом зодчестве XIV-XVвв. Это наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества.
По заключению историка архитектуры Павла Раппопорта (создатель фундаментального исследования эволюции древнерусского зодчества вплоть до Петра I;исследования строительных артелей, которые, по его мнению, переходили из княжества в княжество, перенося так строительные навыки), зодчий Иван опередил своё время, «смыло создав новый архитектурный образ торжественного столпообразного храма, который будет доминировать в древнерусском зодчестве конца XII века». В этом храме зодчие Древней Руси далеко ушли от византийских канонов.
В 1830 году храм признали ветхим, после чего его отреставрировали с сильными искажениями исходного облика.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67151592_2400

13) Крестовоздвиженский собор (1893-1897 гг.)- пятиглавый собор, выполненный в неовизантийском стиле (архитектор Владимир Коршиков), в котором хранятся перевезённые мощи в 1910 г. Из Киева Евфросиньи.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67151757_2400

14) Прогулявшись по монастырю, я пошёл вдоль территории комплекса в надежде снять панорамные снимки обители.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65844446_2400

15) При подготовке к путешествию, я читал о существовании массового захоронения во время Великой Отечественный войны, но я не ожидал, что так называемое «Урочище Пяски» находится так рядом. Поэтому во время прогулки я не обратил толком внимание на противотанковые ежи, за которыми тропинки вела на возвышенность, откуда я надеялся получить хорошие снимки монастыря.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65844720_2400

16) Однако, когда уже на вершине пригорка я прочёл надпись на табличке, мне стало очень жутко, будучи абсолютно одним и застигнутый врасплох. Я шокирован был этим местом без предварительной подготовки, не ожидал так скоро после умиротворённой атмосферы обители такое созерцать.
Это бывший Полоцкий транзитный лагерь ДУЛАГ-125, концлагерь в 1941-1944 гг за время существования которого в нём было уничтожено около 40000 военнопленных и мирных граждан (мирными гражданами спокойно могло быть еврейское население Полоцка, доля которого составляла 70% от населения города до войны). Некоторые источники приводят куда большую цифру в 150000 жертв, погребённых в этом урочище на месте бывшего карьера, куда сбрасывали трупы.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65844621_2400

17) Потрясённый, я некоторое время стоял на маленьком мостике через реку Полоту, по названию которой и был назван Полоцк, я пошёл в гостиницу, расположенной возле железнодорожного вокзала через огромный массив частного сектора. На одной из улиц попался сильнейший запах парного молока, отчего я перед заходом в «апартаменты» взял в магазине пакет кефира: ))
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65844529_2400

18) На следующий день мне не терпелось продолжить знакомство с Полоцком, оттого я покинул номер в 6 часов утра и решил ещё раз посетить Спасо-Евфросиньевский монастырь. Вдоволь ещё раз нагулявшись по нему, я уже, перейдя Красный мост (название связано с местом сражения между русскими и французскими войсками 19 октября в ходе Отечественной войны 1812 года), начал свою прогулку по самым известным городским улицам Полоцка.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65844321_2400

19) В 1912 году фотограф С. Прокудин-Горский посетил Полоцк и провёл фотосъёмку города в рамках его проекта «Коллекция достопримечательностей Российской империи».
zsv6K1mxqpk

20) Теперь и я там, на фоне города в августе 2014 года.
MPp9QOO0Fa8

21) Памятник Симеону Полоцкому (2004 г., скульптор А. Финский.
Симеон Полоцкий- духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от первой жены Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. Учился в Киево-Могилянской коллегии.
Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество. В 1664 он отправился в Москву, где он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи.
Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Ему приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65850394_2400

22) Памятник буке «Ў» (2003 год, скульптор В. Финский, Игорь Куржанов- художник), аналога которой нет ни в одном другом алфавите (хотя аналогичное произношение этого звука схоже в польском и арабском языках. Стелла служит ещё и солнечными часами.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65850890_2400

23) Знак географического центра Европы. В 2000 году белорусские учёные В. Соломонов и . Анюшко опубликовали результаты исследований, согласно которым географический центр Европы расположен в 48 км от Полоцка. Памятник открыт в 2008 году (авторы- архитектор И. Боровик и скульптор А. Прохоров).
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851242_2400

24) Костёл Андрея Баболи (1997 г.). на самом деле, это самый странный храм, который видел.
Андрей Баболи считается одним их небесных покровителей Беларуси и Польши, католический мученик, прославился как католический миссионер, обращавший в католическую веру многих православных. За миссионерскую деятельность его при жизни называли «Пинским апостолом» и «Апостолом Полесья». Умер он мученической смертью, когда заживо содрали с него кожу и обезглавили. Ныне его мощи хранятся в Варшаве.
На дверях изображён момент гибели самого Андрея Баболи, убийство монахов-базилиан во время пребывания в Полоцке Петра 1, убийство 2-х ксендзов во время немецкой карательной акции во время ВОВ.

GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67159178_2400

25) Сам костёл - это перестроенный кинотеатр
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67158753_2400

26)
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67158968_2400

27) Валун с изображением гербовой печати уроженца Полоцка Франциска Скорины, Солнце с Луной.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67156834_2400

28) Информация о городах-побратимах Полоцка
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851852_2400

29)Бывшая лютеранская кирха (ныне здесь полоцкий краеведческий музей) в неоготическом стиле (1888г.).
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65849291_2400

30) Уголок деревянного Полоцка
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65849206_2400

31) Пожарная каланча (1927 г.)
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65850782_2400

32) Один из сыновей Всеслава Чародея, Борис в 1102 году победил ятвягов (балтская племенная группа, наиболее близкая пруссам) и основал город Борисов. А около Софийского собора и теперь лежит гранитный валун (Борисов камень), где написано: «Х. С. Ника. Ги (Господи) помози рабю своему Борису». Большинство из Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень с надписью «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову», стоявший у деревни Дятлово Оршанского района. Он был варварски взорван в 1930-х гг. и обломки его были использованы для строительства шоссе Москва—Минск…
Борисов камень лежит почти напротив Софийского Собора, это ледниковый валун почти 2м высотой. Борисовы камни с выбитыми на них крестами XII – один из любопытных памятников Полоцкой Руси. Есть версия, что этот валун был принесён ледником из Финляндии во время окончания последнего оледенения 10-15000 лет назад.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65852081_2400

33) Софийский собор (1030-1060 гг.)- самое высокое здание города. Подобных храмов до этого были в Киеве (1037г.) и Новгороде (1045 г.). Все они строились по образцу Софийского собора в Царьграде. Византийские зодчие, завершив строительство в Новгороде, приехали в Полоцк.
IdImTJxrhWc

34) Храм должен был олицетворять независимость Полоцка и символизировать плывущий белый корабль над Двиной.
После возврата Полоцка под управление Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками Стефана Батория во время Ливонской войны, софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежащим православным. В 1596 году после Брестской унии собор перешёл униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году в перестроенном виде собор восстанавливает униатский архиепископ Иосиф Кунцевич. После русского-польской войны и взятия Полоцка русскими войсками до 1667 года собор был православным, затем вновь перешёл в управление к униатам.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67190933_2400

35) Летом 1705 года в Софийском Соборе при участии царя Петра I было убито несколько монахов базилианского ордена, после чего собор был закрыт и переоборудован в склад боеприпасов. В 1710 году в результате взрыва собор был почти весь уничтожен. В 1730-1750 гг. перестроен в стиле «виленского Барокко» Яном Глаубицем и освящён униатами. После 1839 года храм вновь православный.

На снимке первоначальный облик Софийского Собора закладки 1030-1060-х гг.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67153695_2400

36) Некоторые артефакты Собора
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67153775_2400

37) и ещё
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67156261_2400

38) Внутреннее убранство Собора
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67153048_2400

38) Некоторые виды вокруг Церкви. примесь "лёгкой готики" тут присутствует
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67157100_2400

39) И последний раз )) просто такое надо видеть, оттого и в восторге от созерцаемого)))
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67158170_2400

40) Свято-Богоявленский Собор (1761-1777 гг.) в стиле сарматского барокко, часть комплекса Свято-Богоявленского монастыря (1582 г.)
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851932_2400

41) Монастырь был основан в 1582 году после занятия Спасо-Евфросиньевского монастыря иезуитами, а Софийский Собор греко-католиками, он стал после этого главным православным монастырём города.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851639_2400

42) При монастыре действовало православное учебное заведение, где до 1659 года там преподавал Симеон Полоцкий. В 1780-1788гг. на месте деревянного школьного здания был выстроен новый каменный жилой корпус по проекту Джакомо Кваренги.
А следующее серое длинное здание (справа на фотографии)- бывший францисканский католический кляштор.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851696_2400

43)В заключение, некоторые интересные зарисовки города
Самый низкий постамент Ленина, который только видел.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67151892_2400

44) Автомобильный мост через Западную Двину
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65829697_2400

45) Дом офицеров.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65829551_2400

46) Природно-экологический музей в бывшей водонапорной башне
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65850184_2400

47) Гостиница «Двина», наследие того периода, когда Полоцк был в 1944-1954 гг. областным городом
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851457_2400

48) Место впадения Полоты в Западную Двину.
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65851541_2400

48) Скульптура девочки во дворе «детского музея».
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65829935_2400

49) «Окно в историю», словно отголосок, напоминание о гибели костёла Святого Стефана, который был разобран в 1969 году, а на его месте выстроен девятиэтажка. Фасад, словно зеркало, отражает утраченное. А спереди от костёла, восстановленный в 2010 году памятник Отечественной войны 1812 года (аналог его есть в Смоленске).
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67151806_2400

50) Последние штрихи к портрету.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67152111_2400

51) Коллегиум иезуитов (1579 г.) - аналог современных институтов, где можно было получить качественное по тем временам образование, организованные в Стефаном Баторием. С 1830 года здесь кадетский корпус.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67158514_2400 (1)

52) Жилой дом 1934-го года постройки.
GFRANQ_ELENA_MARKOVSKAYA_67153227_2400

52) И на прощание с Полоцком.
Покидал город с некоторой грустью, увидеть такое пронизанное историей место было полной неожиданностью. Не поверите, над этим постом работал 4 дня, сказывается большая нагрузка в школе (работа, однако).
GFRANQ_KIRILL_MOISEEV_2793_65849442_2400
Tags: Беларусь, Полоцк, путешествия, размышления
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments