Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Архитектурное пространство, «прошлое», «будущее» в пространственно-временном континууме.

Архитектурное пространство, «прошлое»,  «будущее» в пространственно-временном континууме.
Архитектурное пространство  представляет  собой соединение истории места, экономического  развития, истории  творческого потенциала. Зачастую города являют собой отражение призраков прошлого в истории города его ушедшего, сохраняющих лишь подобие отголоска ушедшего навсегда. Есть города,  чьё прошлое по-прежнему  продолжает «жить и говорить», вступать в диалог со своими  потомками. Призрак прошлого или живое прошлое составляют два вида впечатлений от городов, в которых мы живём или посещаем.
В данной статье показано положение человека, общество вокруг которого живёт в состоянии «вчера или в прошедшем времени или в  состоянии «завтра» (будущем времени). Под понятием «человек»  понимается субъект деятельности, целью которого является состояться в жизни в качестве творческой личности, который не  станет в своём жизненном пути винтиком в совершающимся процессе общественных отношений.  Это фигура человека-творца, художника, личности, состоявшимся в окружающим пространстве (genius loci) . исходя из этого понятия человека значение архитектурного пространства проявляется в способе самоидентификации человека. Свойство архитектурного пространства проявляется в эмоциональной насыщенности[1], свойственной произведениям искусства и социальной значимости для субъектов их восприятия, влияющих на поведение  людей.
Передача информации осуществляется через наличие архитектурных украшений, сложностей построек, их большое  разнообразие, цветовое оформление, порождающее потоки ассоциаций в сознании индивида. Оформленные постройки порождают индивидуальную историю личности, связанной с домом и пространством. Авторство домов становится  при определённых узорах, рисунках на фасадах, в результате  чего  пространство становится менее одномерным и более насыщенным событиями[2].
Субъективный комфорт жизни человека зависит от состояния окружающего архитектурного фона. Можно утверждать, что архитектурный фон в различных пространствах находится в различном состоянии. Он может успешно сосуществовать  с современностью (это является прямым катализатором успешного или проблемного экономического развития и человеческого потенциала).определённые пространства, такие  как Детройт остаются в прошлом времени,  которые  являют собой отголоски, призраки былого экономического подъёма и символа «американской мечты». Или польский город Лодзь показывает нам былую историю прошлого индустриального города.
Абсолютно обыденное понятие, как «ухоженность окружающего пространства» формулирует наше представление о прошлом или будущем (отношение к будущему времени, это современный город в Эстонии, Финляндии, Германии).  Отношение (обращённость) к прошлому- это черта многих  российских, восточноевропейских городов. Большое влияние оказывают обращённость в прошлое или будущее время в общественном сознании, национальном менталитете. Именно подобные различия я хотел  бы продемонстрировать на примере статьи  Г. Спенсера «американцы» и А. Гениса «пейзаж».
«американец, по мнению Г. Спенсера, «страстно преследует будущие блага, он не замечает того блага, которое им представляет сегодняшний день, и, когда это будущее благо будет достигнуто, он пренебрегает им, устремляясь снова в погоню за другим, ещё более отдалённым благом. Переход от обычной инертности к постоянной деятельности. Небоскрёбы являют собой символ будущего, символ развития, прогресса, достижения[3].  Труд стал основой возникновения Америки. Это проявляется в наблюдениях А. Гениса, которой полагал, что «у русских в сознании превалирует прошлое, потом будущее и только потом настоящее время.  В сознании американцев сначала труд, потом настоящее время и  только потом прошлое»[4].
Прошлое в пейзаже порождает тоску, уныние, однообразность, отсутствие диалога с современником, представителями последующих поколений. Это прошлое не вызывает восторженного восхищения, больше прогулка по заброшенностям и архитектурой, покрытой временем. Отсутствие живого прошлого может порождать дисциплинарное пространство в понимании М. Фуко, идея в котором для его обитателей - подчинение и примирение с окружающей реальностью, в  ментальном зрительном восприятии, которое просто не может ухватиться за уникальное. В российском пространстве получается, что прошлое ушло, оно же вовлекает в себя жителей, которым оно задаёт цели в жизни, побуждая их принимать данное. Дисциплина проявляется в несоответствии индивидуального и общественного пространства. Индивид благоустраивает только непосредственно принадлежащую ему частную площадь, а уже общественное остаётся без внимания. Деятельность в будущем, в первоначальном восприятии будущего требует ломки, приспособления под цели окружающего пространства.
Такие образом, российское пространство требует отхода от понятия «вчера», от этого первоначального восприятия реальности, пробуждения индивидуальной деятельности и целеполагания человеческой жизни потребует от этого внедрения именно «будущего» в архитектурное пространство, которое бы стало спутником возникновения человека - творческого.





[1] Назарова М.П. основные подходы к исследованию пространства»
http://filosofika.ru/2012/11/1233.html
[2] Костина Д. А. «Феномены архитектурного пространства городов»
http://archvuz.ru/2010_4/2
[3] Г. Спенсер  опыты научные, политические и философские
http://society.polbu.ru/spenser_experiensesiii/ch14_i.html
Subscribe

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments