Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Яхрома: шлюз №3 Канала имени Москвы.

1) Помню, в 1990-е гг. у меня в Клинцах среди существующего тогдашнего общественного транспорта, основу которого составляли ЛИАЗы-луноходы и Икарусы, поступил свежий "луноход", на котором красовался шильдик Яхромский автобусный завод. С тех пор название Яхрома отложилось у меня в сознании, и на прошлой неделе мне довелось посетить этот город, расположенный в районе 3 шлюза Канала имени Москвы. Надо ехать, тем более 50 минут электричкой.


2)


3) Строительство шлюза было начато в 1933 году и закончено в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 30 апреля 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят, вместе с Каналом имени Москвы, 15 июля 1937 года. Архитектор Яхромского шлюза — Василий Мовчан. На башнях нижней головы шлюза установлены декоративные парусные корабли-каравеллы Христофора Колумба «Санта Мария». В камере Яхромского шлюза суда поднимаются/опускаются на 8 метров, глубина канала в этом месте — 5,29 метров.


4) Напомню про канал имени Москвы. Общая длина канала — 128 км. Его особенностью является то, что он не самотечный, как большинство каналов мира, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням высотами от 6 до 8 метров, на концах ступеней размещены шлюзы. Начинается канал от Иваньковского водохранилища (близ Дубны), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2—6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел и спускается к реке Москве; длина этого участка — 50 км. На этом участке трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе). Сброс воды используется для выработки энергии на гидроэлектростанциях.


5) Насосная станция № 183 «Яхрома» Осуществляет подъем воды с нижнего на верхний бьеф канала (перепад уровней — 8 м).
22 апреля 1937 года этот шлюз посетил Иосиф Сталин с членами правительства, где они осмотрели насосную станцию с первыми мощными отечественными перекачивающими лопастными насосами. В начале лета 1937 года станцию посетил маршал СССР Василий Блюхер, он же и нажал пусковую кнопку насоса.
Башни шлюза украшают декоративные модели корабли-каравеллы Колумба «Санта-Мария», созданные из красной меди. Выполнена по рисункам ленинградского знатока старинного флота и любителя изготовления макетов судов Сергея Юрьева.


6) На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 г. Подробнее я расскажу вам в следующей части.


7)


8) Яхромская мечеть.


9) Дружеские пожертвования (صداقة) на мечеть. Садака — это любое благодеяние (не только материальное), совершенное искренне, ради Аллаха правоверным мусульманином по его собственному усмотрению и желанию.


10) Подмосковная Швейцария Жд-станция Яхрома, открытая в 1901 году. Это место примечательно тем, что сама станция не имеет выхода к основному жилому массиву одноименного города: друг от друга их отделяет Канал имени Москвы, ближайший мост через который находится более чем в километре севернее.


11) Жд-переезд.


12)


13)


14) Восхождение на мост.


15)


16)


17) Начался дождь, так быстренько спрятались под деревьями.


18) Новый железобетонный мост построен в 2005 году. До этого здесь был металлический мост, построенный в 1937 г. Во время войны здесь вокруг этого моста разворачивались события, связанные с оборонительным этапом битвы за Москву. Яхрома стала крайней восточной точкой продвижения сил армии германского Рейха к северу от столицы.


19)


20)


21)


22)


23) Перемиловские высоты, о которых в следующей части.


24) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока. Благодаря вашей поддержке, в журнале создаются эти публикации, а я у меня приятное и интересное хобби.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
Tags: Дмитров, Московская летопись, Московская область, Россия, Яхрома, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Московская летопись” Tag

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments