Еврейский Бобруйск, который раскрывается для гостей города своими деталями. Это может быть здание магазинчика, в лепнине которого вы заметите звезду Давида. Еврейский пласт раскрывается во внутренних двориках, подворотнях. Веком ранее 71% от общей числа численности населения в 28,000 жителей Бобруйска составляли представители еврейской общины, от которой осталась сама архитектура одноэтажных маленьких построек, фактически они как этнос создали облик Бобруйска (есть же типичный облик постсоветского города или итальянского, немецкого, в Бобруйске вы видите именно облик еврейского крупного местечка-штетла, как в своё время Новозыбков создали староверы или облик Себежа - результат коллективного влияния еврейской общины и Речи Посполитой).

Музыкальное вступление от белорусского коллектива Shalom-band.
2) "-- Нашли дураков! -- Визгливо кричал Паниковский.
-- Вы мне дайте Среднерусскую возвышенность, тогда я подпишу конвенцию.
-- Как? Всю возвышенность? - заявил Балаганов.
-- А не дать ли тебе еще Мелитополь впридачу? Или Бобруйск?
При слове "Бобруйск" собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом."
(c) Ильф и Петров, "Золотой Теленок"

3) Идишланд - это фактически ещё одна страна, рассеянная по десяткам городов, штетлов и местечек, в ХХ веке в прямом смысле слова обратившаяся в прах. Ныне Идишланд – это опустевшие осколки, лишь мертвая шкурка, сброшенная древним еврейским народом, чей непростой исторический путь сделал в ХХ веке крутой поворот.

4) К началу ХХ века евреи были крупнейшим неславянским народом России (5,2 млн., 4,1% населения империи и около 60% всего еврейского народа), ещё 2 миллиона жило в Австро-Венгрии и 1,5 миллиона – в США.

5) Субэтническая группа евреев Ашкеназы (ивр. יהודי אשכנזי) сформировалась в Центральной Европе из переселенцев из Иудеи в Германию в процессе территориального расширения Римской империи. В Средние века, когда евреи стали привычной частью европейских городов, сформировался язык идиш, близкий немецкому со множеством древнееврейских, славянских, романских и тюркских элементов. Одновременно в тогдашней средневековой Испании образовалась другая подгруппа романоязычных евреев сефардов.

6) В Европе иудеям жилось несладко, и погромы с сотнями убитых в Англии, Франции, Германии были тогда в порядке вещей. Польша же стала той страной, куда евреев пригласили в целях развития торговли из-за слабого местного польского купечества, благодаря чему к XVIII в. в Речи Посполитой (включая Литву после Люблинской унии) жило до 80% всех ашкеназов. В XVIII в. в ходе разделов Польши между Россией, Пруссией и Австрией (1772, 1793 и 1795 гг.), значительная часть еврейского населения Литвы, Беларуси, центральной и восточной части самого Царства Польского стали подданными Екатерины II, которая своим указом и определила территорию «черты оседлости» в 1791 году, где им позволялось селиться и торговать. На деле, лазеек из официальной «черты» было много, официальных так и не очень, вне черты могли жить купцы 1 гильдии и особо ценные специалисты.

7) Бобруйская еврейская община стала таким же свидетелем исторического процесса на протяжении 2 половины XIX и всего XX столетий: они же пережили еврейские погромы и антисемитскую политику при правлении Александра III, которая подтолкнула к первой массовой эмиграции 1,9 млн. человек в США; 1 мировая война и упразднение «черты оседлости» Временным правительством накануне Октябрьской революции дала возможность евреям переселяться в центральные губернии РСФСР; это и Холокост во время нацисткой оккупации, уничтоживший, к примеру, 96% еврейского населения Литвы. Завершающим этапом исчезновения еврейской диаспоры стало образование государства Израиль, массовая репатриация (Алия) на «землю обетованную» в 1980-1990-е гг. из бывшего СССР. История на реальных событиях, достойная целого эпохального произведения «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

8) Перед вами - бобруйский Пример Штетла ( שטעטל — «городка» или еврейского местечка)

9) "Украинец приходит со шматком сала, а уходит с песней. Грузин приходит с ящиком коньяка, а уходит с новым тостом. А еврей приходит со своим двоюродным братом, а уходит с кусочком торта для тети Песи".

10) Уехали все лучшие таланты:
Актеры, режиссеры, музыканты,
Врачи, художники и швеи…
Где вы сейчас, бобруйские евреи?
Врач Хаима – там,
Где говорят: "Шалом и лейтраод",
Где море, солнце, фрукты круглый год.

11) "Богатым Бобруйск никогда не был. Все люди жили без особых излишеств. До войны у мамы была швейная машина Singer. Потом, помню, был у нас шкаф красивый – и все. Квартира – всего 27 квадратных метров с проходной кухней, через которую соседи попадали к себе домой.
Довоенный город запомнился еще тем, что тут было много песка. Настоящие Каракумы! Проедет лошадь – пыль столбом. Кое-где были деревянные тротуары.
Когда началась война, мы покинули Бобруйск. Шли пешком 200 километров до Кричева. Я была самая старшая в семье. Мне было 10 лет, брату – семь, а меньшему – вообще четыре годика. Папа вез его на колясочке, а в Кричеве он нас оставил и пошел добровольцем на фронт. Больше мы его не видели.
Мама с нами села в товарный поезд, и нас повезли – куда, не знали. По дороге нас бомбили – мы выскакивали на ходу. Остановки были внезапными и без объявлений. Во время одной из них мама ушла искать нам буханку хлеба. В это время поезд тронулся. Мы видим, что мамы нет – как начали плакать! А она, когда увидела, что поезд поехал, чудом запрыгнула в последний вагон. Так нам повезло остаться с мамой".

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28) Этот дом жители называют «Порт-Артур», так как он напоминает формами крепость: из двора-колодца ведут только два выхода, закрыв которые можно почувствовать себя внутри форта. Дом возводился во время русско-японской военной кампании, когда сражение у Порт-Артура было на слуху. Возможно, архитектурная форма и военное время дали ему это название.

29)

30)

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39) Интересная идея в оформлении композиции памятника.

40) Режиссёр Эфраим Севела, сценариста комедийного фильма на фронтовую тематику "Крепкий орешек" (не Die Hard с Брюсом Уиллисом), позднее эмигрировал в Израиль, участвовал в войне Судного дня с арабскими государствами в 1973 году, жил в Бруклине, а в начале 1990-х гг. перебрался в Россию.

41)

42)

43)

44)

45)

46) Указатель, который отмечает расстояние от белорусского райцентра до самых важных городов мира: Рима, Москвы, Сиднея, Могилева, Одессы и, разумеется, Тель-Авива.

47) Ныне в городе сохранилось 13 уцелевших зданий синагог (из 40 до 1941 года), действует одна только, раввином которой стал уроженец Марокко Шауль Хабабо.

48) А К А Ф О Т
"...Веселая синагога в Бобруйске
была у портных..."
Симхат Тора Симхат Тора
Из синагоги в круг двора
Вокруг дворов
Кругом округи
По кругу кружева миров
Несут невесту-Тору руки
Что шьют лапсердаки и брюки
Портняжною веселой ниткой
Идет святая свита свитка

49)

50)

51)

52)

53)

54)

55) Глава 2: Расстрел
В 2014 году при прогулке по Полоцку в Беларуси я случайно оказался на так называемом «урочище Пяски», на «горе смерти», где было убито около 38,000 человек из еврейской общины.
В окрестностях Бобруйска в районе села Каменка за психо-неврологическим диспансером увидел «яму смерти», где погребены останки, по разным оценкам, от 7000 до 25,000 человек после ликвидации Бобруйского гетто на рубеже 1941-1942 гг.

56) Место расстрела находится в 6 км от окраины Бобруйска. Доехав общественным транспортом до конца города, передо мной стоял выбор: ждать (и это значит, мёрзнуть) на остановке 1,5 часа до рейса пригородного автобуса или самому дойти пешком, параллельно надеясь попытать удачи с автостопом. Решил идти пешком, помня правило 40 минут ожидания попутки, однако после того, как прошёл 5 км, на оставшийся километр пути мне повезло с семейной парой молодых фермеров, которые довезли до поворота в сторону "ямы смерти".

57) Мрачный символизм в том, что место расстрела бобруйских евреев находится рядом с ныне располагающимся психо-неврологическим диспансером, пока я стоял у "ямы", меня приметил пациент клиники (видимо, им разрешаются прогулки по деревеньки рядом с интернатом). Уходя, я поинтересовался у него, как обратно до города доехать, подросток-пациент сказал, что обратно нужно вернуться к трассе, там автобус.
Вышел, смотрю расписание и понимаю, что придётся ждать 1 час. В итоге, вновь автостоп, благо, обратно в Бобруйск попутку быстро нашёл за 5 минут, через 15 минут я уже был почти у бобруйской автостанции. Спасибо местным жителям и Беларуси за гостеприимство.

58) Накануне Великой Отечественной войны на территории Беларуси проживало около 1 млн евреев. Во время нацистской оккупации
здесь погибло 983,000 евреев, в том числе 85,000 человек из еврейской общины третьих стран в 300 гетто, охватывавших 207 населённых пунктов.

59)

60)

61)

62) Глава 3: Память
Аллея праведников мира.
Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока. Благодаря вашей поддержке, в журнале создаются эти публикации, а я у меня приятное и интересное хобби.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev

Journal information