Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Лаковая миниатюрная живопись в подмосковном селе Федоскино.

1) Многие в России и в мире знают отечественные художественные народные промыслы из Хохломы, Гжели, Палеха, однако Федоскинскую миниатюру очень мало упоминают на просторах Интернета, а зря. Во-первых, этот очень интересный народный промысел находится в 15 км от Москвы чуть в стороне от Дмитровского шоссе, во-вторых, исторически это самый первый в России вид традиционной российской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. В третьих, не смотря на то, что территориально Федоскино находится в самом ближнем Подмосковье в 8 км от Долгопрудного, в этом селе абсолютно ни одного нет человейника, никакого намёка на типичный подмосковный спальник в сравнении с Химками, Мытищами, Лобней, Балашихой или Люберцами. Федоскино абсолютно полностью оправдывает свой тип населённого пункта в статусе села. Будучи скрытой среди подмосковных лесов, в Федоскино царит тишина и покой, столь часто необходимые для творчества художника.
-FoBGUpwdiQ

2) Первое производство возникло в 1795 году, когда купец Пётр Коробов организовал в купленном им сельце (обособленном мелком хуторке, сало слово считается предшественником понятия "деревня" в русском языке) Данилково, которое ныне является частью Федоскино, козырёчное производство, а именно выпуск лакированных армейских козырьков.
8F4C2A67-BE4A-4610-86F3-5291108670A2

3) Через 3 года Пётр Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в немецкой земле Брауншвейг, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок для нюхательного табака, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
31B83FF7-7AEA-4657-8E9D-AD5152613367

4) После смерти Петра Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Елене Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Петра и Александра Лукутиным, которым принадлежала на протяжении 85 лет. Позднее купцы привлекли на мануфактуру несколько десятков вольнонаёмных рабочих, многие из которых были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище, одного из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства.
3A3EA36D-E54B-40D8-A172-B73BB012FCE6

5) Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т.п. При этом художники опирались на русскую литографию 1 половины XIX в. и на полотна отечественных живописцев.
004F2DC1-6042-404D-8309-8BFE907BE779

6) Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, который вы увидели на макете и где расположен нынешний музей, где разместились живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Николая Лукутина, фабрика была закрыта его супругой за ненадобностью, после чего она навсегда покинула Россию и уехала во Францию.
71C3FC8E-1A4B-4C1E-8D25-F5BC07B88ACC

7) Семейные родовые фотографии, которые, согласно дани моды начала XX века, висят на стене усадьбы (вспомните эту деталь интерьера в фильме Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем" 1994 года).
74D5FDD2-F669-4B1E-8A66-3D9B83F17F50

8) Воссозданный интерьер кабинета приказчика.
870B2456-3C72-4D32-AB95-DDFF85939270

9) Незаконченный родовой герб семьи Лукутиных, начатый последним представителем рода Николаем Лукутиным незадолго до его смерти.
C38A0135-04FA-4BC8-90F2-66A83D053E64

10) В мае 1910 года самостоятельно 10 мастеров, на выделенную меценатом-промышленником Саввой Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей. Спасло ситуацию заступничество писателя Максима Горького, убедившего власти в том, что они своими изделиями ручной работы могут принести немалых доход из-за границы в условиях большой нужды правительства большевиков во время Гражданской войны. Вторым фактором, который спас художников и мануфактуру, это то, что их творчество носило "гражданский характер" и никогда не связано было с иконописью или каким-либо религиозным характером их работ (это и спасло Федоскинский промысел в отличие от Палеха и Холуя, истоки творчества которых были связаны с иконописью).
8A29BF0B-AB46-437E-A7CD-54AD5E5CEA08

11) Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. В 1940 г. в школе в Федоскино была введена подготовка живописцев для Жостовской фабрики декоративной росписи, а с 1960 г. для фабрики «Ростовская финифть». Таким образом, в Федоскинской школе миниатюрной живописи сформировались три родственных отделения декоративно-прикладного искусства, которые стали играть исключительную роль в сохранении и развитии всемирно известных видов русской традиционной народной культуры. Будущие мастера получили возможность проходить преддипломную практику на этих предприятиях.
В трудное военное время Иосиф Сталин подписал приказы, по одному из которых мужчин-художников не брали на фронт и оставляли на фабрике; а по другому – вернули всех мастеров, работающих в других местах, обратно в Федоскино.
LzTFyD3d0Tc

12)
M9iD9qDygSQ

13) После войны художники Федоскинской мануфактуры живо реагировали на идеологические запросы страны и регулярно в своих работах отражали важнейшие вехи развития страны.
15045B80-A523-4CD3-B079-F62B87D8CF2B

14) От тематики послевоенного восстановления разрушенного войной хозяйства, освоения целины...
q_24Py0Uk1Y

15) До романтики освоения космоса.
sT7sFPeXbkg

16) И 6 Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года.
4D6C5CA9-DD9A-4863-8BB8-1FCDBDE5568F

17) В 1975 году в Федоскино было возведено огромное здание с помещениями для творческих мастерских художников (однако, сейчас основной корпус закрыт и не используется, нынче все они творят в двухэтажной пристройке: на 1 этаже магазин и кабинет руководства, на 2 этаже - мастерские).
1216D115-E99E-4DE4-9443-C2F9E7DD9ADB

18) Само новое здание с мастерскими отражено и на одной из шкатулок. По заведённой традиции, на изделии наносят сведения о Фамилии и имени художника-мастера и надпись "Федоскино".
8G4SjXiwwRE

19) В селе построено и жильё для художников.
4C2ED7A6-9C2A-4B94-A3BB-1E87229BFF33

20)
30C5FB1B-FAD1-4214-B537-D0D845713D7D

21) Также действует специализированное художественное училище для обучения нового поколения художников.
38214DAE-75FE-41FF-9EE2-271073EE7C65

22)
BCDFC939-8792-4DE2-8209-4D305BEED5E9

23) Зацените чехол для Iphone. Шутка...
FFDC646D-E3E8-421F-BDAB-4296BEC28E6C

24) Все изделия делаются минимум от 2 месяцев до полугода в зависимости от сложности изготовления.
Посмотрим теперь сам процесс.
Заготовка деталей. Основой для изготовления изделий из папье-маше служит картон фабричного стандарта (0,5 мм толщиной). Листы картона режутся при помощи дисковых либо гильотинных ножниц на ленты определенной ширины, согласно размерам деревянных или металлических болванок, соответствующих внутреннему объему будущих коробочек или шкатулок.
Ленты картона промазываются крахмальным клейстером, и навиваются на болванки в несколько слоев (от 8 и более).
Получившаяся катушка на болванке помещается в гидравлический двухстороний пресс с давлением в 20 тонн и держится в нем до «завязи». Затем катушка сушится на стеллажах в течение двух - трех дней при температуре 20 - 30°.
Далее следует пропитка катушек, снятых с болванок, льняным маслом смешанным с керосином, в специальной ванне. Масло прогревается до температуры 40°. Пропитанные на всю толщину катушки выдерживаются в течение 12 суток в сушильных шкафах при температуре 90 - 95°.
После сушки папье-маше приобретает характерный темно-коричневый тон и прочность дерева.
8A81D36B-9734-4FD9-833E-C119DA4B3BCC

25) Параллельно идет заготовка пластин для донышек , крышек и шлюза, способствующему плотному соединению крышки с корпусом коробки. Склеенные листы закладываются под пресс давлением 5 тонн и выдерживаются в нем до «завязи». Полученные пластины сушатся, пропитываются маслом в той же ванне и снова сушатся.
Сборка. К корпусу приклеивается донышко, с другой же стороны в корпус вставляется пластина — шлюз. Коробка помещается в ручной винтовой пресс с давлением в одну тонну и выдерживается в нем до высыхания клея. выступающие торцы донышка затем обрезаются на круглопильном станке. Полученную коробку обрабатывают стеклянной шкуркой, слегка заоваливая края.
6uEWZl4pjGg

26) Подготовка изделия под живопись. Коробку со всех сторон пропитывают маслом. Все изъяны поверхности закрываются замазкой из смеси мела и олифы. Шпатлевка (грунтовка). Вещь со всех сторон покрывается тремя густыми слоями шпатлевки — из тонко-тертой глины замешанной на масле и подкрашенной голландской сажей.
Каждое покрытие сушится в течение 12 часов в сушильном шкафу при температуре до 100° и каждый слой шлифуется с наружных сторон на войлочном кругу, укрепленном на специальном станке с вертикальным валом; с внутренних сторон — при помощи шлифовального станка с гибким валом., на котором закреплен патрон с войлочным наконечником. Внутренние углы зачищаются вручную наждачным порошком; шарнирные укрепления оселком средней твердости.
HsYiVrkGSDY

27) В Федоскинской живописи используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской – яичная темпера. Федоскинская миниатюра – это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух».
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал – металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки).


28) Отдельный комментарий о "папье-маше", которая является легко поддающейся формовке массой, получаемой из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом. Несмотря на французское название papier mâché, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага.
49354AE8-44F7-4334-96F1-68F0CAFE1189

29) Из достопримечательностей села заслуживает упоминание деревянная Никольская церковь с шатровой колокольней, построенной в 1875 году и ставшей 1 работой московского архитектора Александра Померанцева, который впоследствии в 1893 году спроектировал здание Верхних торговых рядов у Красной площади (будущий ГУМ).
A5476F6E-18FD-4B3F-A706-A7353980558C

30) Зимний пейзаж, словно выехали куда-нибудь в глубинку Тверской области...
ADC66D61-D506-41B4-983E-87A98B264CD3

31) В отдельном зале демонстрируются работы учеников самой школы, причём, самое удивительно, создают подобные рисунки дети 9-11 классов.
252D8235-FAC4-48E4-B6B3-7CBB7D3B9913

32) В завершение, ещё интересные шкатулки, изготовленные художниками-мастерами Федоскинской мануфактуры.
96CF3CFE-FDAE-49B6-9B52-CDFA58319CC3

33) Особая благодарность работнику музея Татьяне Фроловой за проведённую экскурсию.
97AD2477-487E-4F62-A78D-5903F7D8F8D9

34)
194F276A-52BC-41B2-84F1-DE840F172E86

35)
0419ECDC-A2A3-490F-8EEC-7C2E36FE0EF9

36)
660F23D5-9331-43B4-B60E-92D390D3E51D

37)
7185243E-FC11-48EB-B25A-FF3C9DE95822

38) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
36038DA7-4202-4A82-BBC7-8E5DF578D860

39) Приезжайте посмотреть музей и художественные мастерские.
WhatsApp Image 2019-12-28 at 12.36.23
Tags: Москва, Московская летопись, Московская область, Россия, Федоскино, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Московская летопись” Tag

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments