Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Еврейское кладбище в городе Новозыбков Брянской области.

1) Моя мать, будучи несколько раз в гостях у её друзей-выходцев из Клинцов в Брянске, вспоминала очень часто с подругой их юность на рубеже 1970-1980-х гг., в этих беседах о жизни еврейской общины юго-запада Брянской области неоднократно оживала та самая стереотипная Одесса по говору, бытовым деталям, которая мне оказалась абсолютно неизведанна. Если в Одессе или в целом в городке Умань на Украине сохранилась та самая среда, то еврейский пласт в истории моей малой родины окончательно умер в конце 1990-х гг. в связи с массовой репатриацией еврейского населения в Израиль по экономическим причинам (уже забылось, как на протяжении полутора лет с конца 1998 по середину 2000 годов у нас регулярно на 1,5-2 часа выключали свет из соображений экономии и нехватки денег). Тем не менее, мне самому интересно по-прежнему осветить те редкие примеры сохранности черты оседлости на территории современной России.
В этот раз мы посетим с вами некрополь в Новозыбкове, куда я ранее неоднократно приезжал и писал о городе.
BA64B1E3-4438-4232-AF13-749E6CAFD5EB

2) Согласно статистике о численности населения ещё Новозыбковского уезда на 1914 год, в этих местах проживало 5000 человек иудейского вероисповедания из общего числа жителей в 197,000 жителей. Тогдашний Новозыбковский уезд включал в себя нынешние территории Клинцовского, Новозыбковского, Гордеевского, Красногорского, Злынковского районов Брянской области, нынешний Семёновский район Черниговской области Украины, частично современный Добрушский район Гомельской области Беларуси.
0F62B40D-8FE7-4703-8F5B-973AE2EF0FC4

3) Накануне Второй мировой войны на территории Брянщины в ее современных границах проживало около 30,000 евреев,составлявших весьма заметную часть населения Стародуба, Новозыбкова, Суража. В Почепе каждый третий житель был евреем.
После оккупации этих мест нацистами было создано около 10 гетто в Клинцах, Злынке, Карачеве, Стародубе, Унече, Сураже,где содержалось свыше 11,000 узников. Все гетто были ликвидированы в период с октября 1941 по март 1942 гг с уничтожением 17,000 евреев. 16-17 марта 1942 года всё еврейское население Почепа от младенцев до старцев было умерщвлено на окраине города в большом противотанковом рву, когда погибло 1846 человек.
1CABE435-0569-4999-99E8-B4CD1920F217

4) Удивляет именно то, насколько информацию по крупицам приходится собирать по этой теме, которая совсем не разработана. Попадаются лишь ссылки на университетские научные статьи, которые в закрытом доступе, что является лишним камнем в огород всей системе высшего образования в мире, не только в России. Все научные изыскания зачастую оказываются опубликованы лишь в университетских вестниках без возможности ознакомления более массовой аудитории. В своё время во время учёбы в универе у меня это лично это было главной претензией, когда многую необходимую научную информацию я находил .... в ЖЖ, а не в университетской библиотеке.
5D3AAFAB-329F-4102-AE46-3CBC5B9A2EDE

5)
6C0B023F-AC0D-4E8F-8B76-E4D069E8E52B

6) Во 2 половине XVIII в. этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым).
8E53CF94-933B-4C95-B0DF-258EE8AAB09A

7) В конфессиональном составе населения Российской империи в XVIII в. произошли не менее значительные изменения. На 1795 год в Российской империи к иудеям причисляли себя 2,3% жителей страны, к римско-католической церкви 10,6%, представителей армяно-григорианской церкви 0,1% и униатов 3,7%.
8FB96A76-D436-42BE-A542-1661A0F2E450

8) Евреев можно определять и как этнос, и как конфессию. Согласно определению Галахи (הֲלָכָה - система иудейского права), «евреем является человек, рожденный матерью-еврейкой или обращенный в еврейство в соответствии с религиозным каноном». После разделов Польши, евреи, оказавшиеся российскими подданными, были приписаны к мещанским и купеческим сословиям тех местностей, в которых они проживали при переходе к Российской империи этих областей. Согласно российскому законодательству конца XVIII в. «податные сословия»: крестьяне, мещане, ремесленники и купцы — не имели права повсеместного поселения и свободного передвижения. Каждый был приписан к местному обществу и мог заниматься своим делом только в данном месте. Эта территория охватывала специально оговоренные населенные пункты городского типа (города и местечки) значительной части Польши, Правобережной Украины, Литвы,
Белоруссии, Бессарабии и Новороссии. Указом от 23 июня 1794 г. список территорий, включенных в «черту оседлости», был несколько расширен (в основном, за счет украинских земель). Окончательное юридическое оформление «черты оседлости» зафиксировало «Положение об устройстве евреев» 1804 г., которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. Официально в состав «черты оседлости» включены следующие губернии: Бессарабская, Виленская,
Витебская (включая Себежский и Невельский уезды, Велижский уезд и три Инфляндских уезда), Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская губернии (включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды).
9F19B809-E08C-4597-9F74-E639CAF1F335

9) Приглянулась эта могилка.
11BBBB7A-511E-4001-B934-D2B7EC3DED74

Над ней - изображение звезды, дата смерти -1928 год, ещё самый разгар НЭПа, когда уже в эпоху Советской России люди были охвачены всеобщим энтузиазмом и верой в построение нового мира.
BAE25CF4-7C09-40D6-8387-5E8C3CA5F83C

10) В «черте оседлости» были распространены 3 вида поселений еврейского населения: города, местечки и села. Местечки (в Царстве Польском — посады) в «черте оседлости» имели более городской вид, чем сельский. Такой характер местечек был вызван проживанием именно еврейского населения, где основным занятием населения являлись промыслы и ремесла. От города местечко отличалось тем, что оно не являлось административным центром и не имело в своем составе чиновников, столь заметных в городах. Общее число местечек по переписи 1897 г. в Черниговской губернии составило 63, где проживало 20 888 евреев; в сельской местности — 38 775 евреев; в 19 городах — 54 789 евреев
37C5DEA2-0348-46A6-80B6-A9B7E0A33AA7

11) Естественно-географические обстоятельства проживания еврейского населения в Черниговской губернии заставили приспосабливаться к условиям жизни. В 1851 г. Военно-статистическое обозрение Российской империи так отзывалось о занятиях еврейского населения Черниговской губернии: «Благосостояние евреев различно, есть те, которые занимаются откупами (система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам-откупщикам), подрядами и ведут мелочную торговлю. Среднего состояния евреи занимаются торговлей, дозволенной мещанам, держат постоялые дворы, винокурни и прочее. Бедные занимаются факторством (выполняют разные поручения), исправляют общественные должности учителей кагальных, содержат в городах лавочки, занимаются ремеслами, не требующими физических сил как то: часовых, золотых, серебряных дел; портные, сапожники, столяры, стекольщики, медники… но они не отличаются настоящим знанием ремесел этих… Отличительная черта евреев есть религиозность и строгое исполнение обрядов; ни денежный интерес, ни болезнь, не помешают еврею творить ежедневные молитвы».
751ADF49-583E-44DF-88B2-2545368C8171

12) По переписи населения 1897 года, численность еврейского населения Черниговской губернии составляла 122 484 человек.
4442F52F-55BB-441D-BC3E-639D3EE223E3

13) За период с 1846 по 1896 г. еврейское население выросло в 5 раз. Столь быстрое увеличение численности вызвано не столько естественным приростом, а сколько иммиграцией вследствие благоприятных условий в губернии для деятельности евреев во второй половине XIX в вплоть до еврейских погромов на рубеже XIX-XX столетий.
8319EC80-EE9C-4936-8B58-E7CCC916E2FA

14) Не смотря на свою малочисленность, иудеи были экономически успешны. Экономист Макс Вебер, объясняя экономический успех религиозных меньшинств, писал, что, как правило, в хозяйственном отношении они оказываются более активными, чем большинство населения — «именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, — концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства; этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе» (такая же закономерность работает и в случае со старообрядцами в дореволюционной России, с египетскими христианами-коптами, когда во время пятничной молитвы все мусульманские лавочки закрыты, копты продолжают работу).
010654AB-94F9-494D-9514-10512FC36CD6

15) Основные занятия еврейского населения Черниговской губернии во второй половине XIX в. были: торговля (23% всех евреев), ремесло (13% всех евреев). Земледелием занималось всего 1% всех евреев. Мглинский и Суражский предводитель дворянства констатировал, в частности: «В Мглинском уезде имеется только 40 шинков (питейные заведения, кабаки) с патентами, а в каждом селении 5–6 еврейских домов, торгующих вином. В посаде Клинцы десять лет назад было 80 шинков, а ныне 23 с патентами и более 50 беспатентных». Причем преследование беспатентной торговли казенным вином не приносило особых дивидендов для официальных властей: «суд накладывает штраф, то взыскать его всегда бывает невозможно: хозяин заведения оказывается несостоятельным, а имущество — принадлежащим жене, зятю и т. п.»
26149CB7-A829-4D3F-8AAA-910741C7869E

16) Содержание шинков (как патентных, так и беспатентных) было очень выгодно евреям: это давало экономические рычаги влияния на крестьянство. Раздача казенного вина в счет будущего урожая приводила к тому, что должники-крестьяне были вынуждены продавать хлеб по ценам, которые назначали шинкари. Шинкари зачастую являлись торговыми агентами купцов-единоверцев, занимающихся хлебной торговлей. Кроме прибыльной хлебной торговли, купцы-иудеи занимались торговлей пенькой и табаком.
41479C85-2F90-4D40-AA74-FB65A7A717E6

17) Самым значимым товаром для торговли северных уездов Черниговской губернии в конце XIX в. (1888–1894 гг.) оставалась пенька, составляющая более 12% всех отправляемых товаров (640 тыс. пудов в год). Главными пунктами отправки пеньки по железной дороге в северных уездах Черниговской губернии значились: Почеп, Новозыбков, Унеча. Причем Унеча отправляла больше всего, так как она являлась ключевым пунктом отправки и для Стародуба по причине расположения железной дороги. Торговлей пенькой традиционно
занималось старообрядческое купечество, но в конце XIX в. их потеснили купцы-иудеи, которые служили первоначально для них в качестве агентовподрядчиков. Торговля табаком стала привлекательной для купцов-иудеев только с развитием железнодорожного сообщения с балтийскими портами. Железнодорожное сообщение значительно упростило торговую операцию, ускорило оборот торгового капитала и стало привлекательным для еврейского купечества.
Еще одной привлекательной сферой торговли для еврейского купечества в конце XIX в. стала торговля лесом.
68082ED5-4229-4DA9-B3BD-FFDDF8142765

18) "Удивительно, что с купцами-евреями не могут соперничать никакие другие торговцы; где они поселятся, не будет ни русского, ни малороссиянина, ни поляка, ни немца. Сначала они с убытком для себя сбывают товар, а потом, вытеснив соперников, возмещают убыли. Обращение денег среди евреев чрезвычайно быстро; получив деньги за товар, они тотчас покупают другой».
938633A3-4D81-4930-8CB3-58330945C052

19)
22665311-E0D0-477F-8AD1-5F39ED04AE46

20) Приведу несколько фраз из метки о евреях Саши Бутенко haydamak: "В моем опыте - евреи всегда были первыми, кто вкладывал деньги в новые, зачастую авантюрные мероприятия. Кто рисковал, безвозмездно жертвовал. Помогал, проявлял щедрость. Делал все, что скупости прямо противоположно.
Евреи часто получают прибыли, это правда. Но еще больше из того что я знаю - евреи деньги теряют. Прогорают, просчитываются, терпят неудачи.
Так они учатся - пробуют все, узнают то, что работает, и берут в свой опыт."
B1AC3E69-6795-4987-BC70-4C4BC148D0B3

21) "часто евреев представляют расчетливыми и хитрыми. Евреи всегда очень увлеченные и своему увлечению отдают всех себя. Да, среди них много фанатов. Интересно - но в своей увлеченности они совершенно теряют стороннюю критичность, слепнут, начинают видеть только то, что вписывается в их сегодняшнюю картину мира и становятся элементарными жертвами нечистоплотного обмана".
B04D9A4B-8DC9-4A5B-AA1F-D272A712381E

22) "К евреям вообще редко равнодушны. Они заметны, как ни крути. Они чем-то выделяются, даже когда ведут совершенно ровный образ жизни и выполняют непримечательные функции. К ним часто испытывают неприязнь, считая их более удачливыми пронырами.
Вменяют им то, что "они везде пролезли".
Слово "антисемитизм" знакомо всем. Поневоле задумаешься - а чем так насолили-то? Чего на них столько копий?
Вообще главный корень мирового антисемитизма настолько прост, что странно, почему его не замечают - за все время, за всю мировую человеческую историю евреи - это единственный народ, который всегда был практически поголовно грамотным, а иудейская цивилизация - единственная, которая ставила грамотность как религиозную норму.
Замечали ли вы - евреи постоянно учатся. В любом возрасте, в любом деле. Они не боятся начинать новое даже в зрелых годах. Евреев убийственно много в науке - это не случайно, мир университетов, книг, исследований, экспериментов, опытов, открытия нового - их мир. Учение - это богоугодно. Это радость сама по себе.
Неудивительно, что евреи всегда оказывались несмотря на малую численность в числе управленцев и администраторов - именно потому, что в века неграмотности не хватало именно этих умений - структурировать, упорядочить, наладить движение, архивы, учет, записи - очень кропотливая, ценная и зачастую неблагодарная, между прочим, работа.
Сейчас роль евреев угасает.
Есть народы локальные и глобальные. Локальные - живут в масштабах своей четко очерченной земли. Глобальные - влияют на дела мира.
Евреи всегда были глобальным народом. И прямо на наших глазах постепенно перестают им быть - часть евреев стала израильтянами - совершенно другим народом. Локальным.
B471F7A4-4B29-40E8-AAA6-D8C2E49B8B01

23) К сожалению, не моё фото, упустил. Это склеп, или ещё его называли "божет" (божетка). Раньше похоронное дело достаточно сильно осложнялось в зимний период, когда земля была стылой и сложно копалось. Часто могилы под конкретного человека могли копать заранее.
Однако случалось и так, что в результате массовых эпидемий люди гибли десятками, и хоронить всех не хватало ни сил, ни средств. Что могли предпринять оставшиеся в живых в подобной ситуации? Только одно: завезти трупы на санях как можно дальше в лес и оставить там, предоставляя хищным животным сделать своё дело.
Правда, посреди леса покойников всё же не оставляли. Для этой цели обычно использовали избушку лесника, а если тащить сани было слишком далеко, то и обычный (чаще всего, заброшенный) дом на окраине деревни. Такие вот самодельные морги, которые к началу весны иногда оказывались битком набиты мертвецами, и назывались божетами.
Божеты или божетки оставались практически неизвестными довольно продолжительное время, даже несмотря на то, что слегка пролил на них свет один из отечественных художников – Перов – своей картиной «Проводы покойника». Правда, он изобразил в санях усопшего уже в гробу – в действительности же трупы, в основном, закутывали только в белый саван или простыню. Делали это не умышленно, а по бедности. Сколотить гроб порой бывало просто некому.
При наступлении теплого периода усопших потом всё-таки хоронили. Либо наоборот забивали окна и двери, и оставляли тела разлагаться, если по весне их не могли забрать и предать земле.
От обычных домов божетки отличались тем, что в них старались всё-таки заколачивать окна – в надежде на то, что тела всё-таки со временем разложатся без вмешательства санитаров леса и его хозяев (волков и медведей). Если по весне их по какой-либо причине забрать не могли, так всё и происходило. За одним исключением: бывало, что на такие дома-морги случайно набредали странники. Иногда их страшные находки оканчивались тем, что в божете становилось одним трупом больше.
Сохранились своеобразные морги в тайге с тундрой и в наше время. Найти их остатки можно, исследуя вымершие деревни. Тем не менее, в народе божетки по-прежнему считаются дурными, нечистыми местами, куда люди стараются не соваться.
К сожалению, снимок не мой, упустил такую деталь.
l_FdOiaWAy8

24) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev

E3BC141A-18E8-4E7C-9BEA-7B56C87D7338
Tags: Брянская область, Новозыбков, Россия, еврейские кладбища, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Новозыбков” Tag

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments