Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Ода московской брусчатке.

1) Брусчатка, при виде которой меня охватывает душевный трепет. До чего же стильно. Вид напротив станции метро "Баррикадная".
Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле в 1643 году, хотя только при Петре I ею повсеместно стали мостить улицы столицы с конца 1690-х гг., а в 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». В 1705 году вышел указ собирать деньги со всех городов страны. Крестьяне были обязаны добывать и привозить в Москву дикий камень, и чтобы каждый был не меньше гусиного яйца. Содержание мостовых возлагалось на московских домовладельцев.
До середины XIX века в большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. До середины XX века большая часть московских улиц всё ещё сохраняла булыжное покрытие. К 2016 году единственное место в Москве, где всё ещё сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.
gVYGtqQP2hk

2) Брусчатка же появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.К настоящему времени в Москве осталось линь несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце XIX или в 20-х гг. XX века (на Красной площади, на Кузнецком мосту, на Баррикадной улице и брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от метро Новокузнецкая.
Вы все знаете, насколько с необычным чувством я отношусь к брусчатке или любой каменной, булыжной мостовой.
Я писал о брусчатке Калининградской области, показывал мостовые в городе Юрьевец, где я даже прилёг полежать, Выборг.



3) В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт. Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице по частной инициативе. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.
Затем уже самим городом смышленых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта.
Помимо подробного отчёта инженер Андрей Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.К 1896 году асфальтовые мостовые в Москве охватывали небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков. В начале XX века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником.Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.
Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
gXMQ86qjQmU
Tags: Москва, Московская летопись, Россия, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →