Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Мечеть Мухаммада Али в Каире (مسجد محمد علي).

1) В данном репортаже мы посмотрим с вами на главную достопримечательность Каира, более значимой для арабского мира, чем великие пирамиды в Гизе, - это мечеть Мухаммада Али 1840-1848 гг. постройки, которая находится на самой вершине Каирской цитадели Салах Ад-Дина Аль-Айюби (قلعة صلاح الدين), заложенной в 1176-1183 гг. Будучи символом Каира и крупнейшей мечетью египетской столицы, мечеть Мухаммада Али относится к типу Джума-мечети (т.е. "Пятничной", مسجد الجمعة‎) - главной Соборной мечети города для коллективной молитвы , совершаемой всей мусульманской общиной в полдень пятницы (Джума-намаз)
T48Qgi1K95Q

2) Мечеть построена 1830—1848 гг. османским архитектором Юсуфом-Бохна под покровительством правителя Египта Мухаммеда Али в память о его сыне Тусун-Паше по типу константинопольских мечетей под влиянием стамбульской школы архитектуры, будучи весьма сильно похожей на Храм Святой Софии и Голубую мечеть в Стамбуле, даже на мечеть Нуруосмание. В репортаже о стамбульском Храме Святой Софии я отмечал, что от неё пошла русская каменная архитектура на примере Собора Святой Софии в Великом Новгороде. Можно даже выдвинуть своеобразный тезис об отдалённом сходстве хоть каирской и стамбульский мечетей с первыми храмами в Киевской Руси.
oO9gmKxKqhA

3) Мечеть Мухаммада Али облицована алебастровыми плитами, отчего в просторечии получила название «алебастровая мечеть». Её фасад и внутреннее помещение украшены филигранной резьбой по камню, зал для молитв сделан очень большим (более 1600 м²), его венчает купол — диаметром 21 метр и высотой 52 метра. Внутренний двор мечети окружен галереями с мраморными колоннами.
5rvjEyEFrbI

4) Во дворе мечети стоит башня с часами, подаренными французским королём Луи-Филиппом, правившего в 1830-1848 гг. вплоть до серии Европейских революций 1848 года, среди которых отметилась и России, оказавшая помощь Австрийской империи в подавлении Венгерской революции. Сам же Луи-Филипп не удержался на престоле и остаток жизни провёл в изгнании в Англии. При нём Французская колониальная империя с включением в свою орбиту Алжира достигла наивысшего расцвета.
Долгое время эти часы пытались завести, но они так никогда и не пошли. В свое время Франции был подарен огромный древний обелиск, хранившийся в Каире со времен правления фараонов, который сегодня украшает Парижскую Площадь Согласия. Часы же стали ответным даром египетским властям.
VENK8165

5)
11Xl-_lmktY

6)
AkIIVijwGSk

8)
DSC04771

9) Самое древнее сооружение в Цитадели – мечеть ан-Насира ( 1318 год ). Она построена в классическом арабском стиле в виде открытого двора, долгое время ее минарет был самой высокой точкой в городе, не считая фатимидской мечети Аль –Джуюши на горе Аль-Муккатам.
epXeN5ns5gA

10) Египет попал под Османское владычество в 1517 году (напомню, в 1453 году с падением Константинополя окончательно прекратила своё существование Византия), став до 1867 года османской провинцией под названием "египетский эялет" إيالة مصر вместе с Палестиной, Сирией, Иорданией и частью Аравии.
FsfNKh6kpeM

11) В 1558—1560 годах  Египет посетила  российская делегация гостя Познякова, доставившего шубу и другие подарки от Ивана Грозного православному патриарху Александрийскому Иоакиму и египетским монастырям, и вернувшегося на Русь с информацией об этой стране. Как отмечал Позняков в своем «Хождении», «А пустыни у них не наши: в их пустынях нет ни лесу, ни травы, ни людей, ни воды».
giGqlSC3dGI

12) Система османского управления Египтом была установлена в «Книге законов Египта» («Канун-наме-и Мыср»), изданной в 1525 г. Во главе Египта стоял вали (паша), назначавшийся султаном. Паша опирался на османские войска, находившиеся в Египте. Они делились на семь оджаков (корпусов), самыми важными из которых были янычары и азабы. С течением времени они сильно смешались с египетским населением и находились в тесном контакте с ремесленными цехами. Служба в турецких войсках была наследственной. В XVIII в. встречались турецкие оджаклы (солдаты), служившие в шестом и седьмом поколениях.
j_1IJADCFyM

13) В Египте существовало особое феодальное военное сословие мамлюков, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского и грузинского происхождения. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. В XII веке правящая в Египте династия Айюбидов привлекала мамлюков для несения военной службы. В 1250 году лидеры мамлюков-тюрок отстранили Айюбидов, взяв власть в Египте в свои руки до 1517 года до начала турецкого владычества. Позднее они сохранили своё влияние в Египте в качестве влиятельного сословия вплоть до 1811 года, когда египетский султан Мухаммад Али распорядился истребить их. Сама резня даже напомнила Красную свадьбу из "Игры престолов": Мухаммад Али пригласил на торжественный ужин 600 мамлюкских беев и приказал страже перебить их. Это послужило сигналом для начала резни мамлюков по всему Египту: было убито около 4000 человек, часть уцелевших бежала в Судан.
У мамлюков не было наследственной аристократии; их беи выходили из рядовых, сумевших выдвинуться. Влияние и сила бея зависели от численности его дружины. Иногда в ней было всего несколько десятков воинов, обычно несколько сотен, не считая наемников (магрибинцев к примеру). У некоторых беев в XVIII в. дружины насчитывали несколько тысяч. В конце XVIII в. общая численность мамлюков составляла 10,000-12,000 бойцов. Хотя основная их часть вышла из рабов, но все они пользовались привилегиями, были более наемниками, чем невольниками, могли менять своих господ. Нередко они не были рабами даже по происхождению, приезжали в Египет и поступали на службу добровольно.
WCUY0512

14) Обширный молитвенный зал, увенчанный массивным низким центральным куполом. Под куполом висит хрустальная люстра прекрасной работы, подкупольная галерея украшена литыми бронзовыми деталями.
JcZCRtejzwg

15) Типично османскими выглядят минареты - каждый высотой 82 метра. Их вид необычен для Каира и заставляет вспомнить минареты Стамбула.
JMAN1774

16) Египетское крестьянство составляло самый многочисленный и самый угнетенный класс египетского общества. Феллах был лично свободен и даже мог в принципе уйти из деревни, но только в том случае, если бы нашел заместителя, готового взять на себя его обязанности (вспомните из истории процесс становления крепостного права на Руси, начиная с Судебников 1497,1550,1581 годов и заканчивая Соборным уложением 1649 года). «Канун-наме-и Мыср» предписывал возвращать в деревню и наказывать крестьянина, убежавшего самовольно. Закон признавал за крестьянином право пользования землей; его нельзя было согнать, если он платил установленные налоги. Он имел право на часть продукта земли, но у него не было гарантированной законом доли. В конце XVIII в. феллаху практически оставлялось не более того, что было необходимо для сохранения его жизни.
tLAUE1tAOA4

17)Более независимыми, чем феллахи (крестьяне), были бедуины, жившие на окраине Нильской долины. Бедуинские племена представляли собой заметную военную силу и почти не подчинялись турецко-мамлюкским властям. Иногда шейхи бедуинов выступали в роли угнетателей феллахов, устраивали грабительские набеги на деревни. Однако в ряде случаев бедуины и феллахи совместно сопротивлялись мамлюкским феодалам.
jYbVxT27gvE

18) Большую роль в жизни городов играла квартальная организация. В Каире в XVIII в. насчитывалось 53 квартала (хара), каждый со своим шейхом. Жители кварталов обычно объединялись по какому-либо общему признаку: профессии, происхождению из одной местности, принадлежности к религиозной группе и т. д. Был также главный шейх всех кварталов. Однако муниципального самоуправления в собственном смысле слова не было. Власть в городах принадлежала турецким чиновникам и мамлюкским феодалам.
lI9HQCi3Z7w

19)Наиболее влиятельной группой египетского населения было мусульманское духовенство, традиционно объединявшееся вокруг мечети аль- Азхар в Каире, при которой находился знаменитый религиозный университет, центр учености всего исламского мира. Египетское духовенство играло существенную роль в суде. В стране было около 80 местных судов (махкама), в которых были судьи (кади) и их заместители (наибы). Кади обычно присылались Портой (международное название османского правительства), но наибы назначались из каирских улемов. Мусульманские улемы пользовались доходами от вакуфного имущества: лавок, мастерских, земельных участков. Они были тесно связаны с купечеством и руководителями цехов. Прочно установившийся обычай обеспечивал им практическую неприкосновенность, избавляя от угрозы произвольной казни, ареста, пытки и т. п. Более того, они пользовались финансовыми привилегиями: не платили пошлин и сборов.
Mw-PHhgJonI

20) Основой экономики Египта было сельское хозяйство. Продуктивность его снижалась, по мере того как приходила в упадок ирригационная система; ее поддержанию в порядке турецко-мамлюкские власти уделяли в XVII—XVIII вв. совершенно недостаточное внимание. Многие земли превратились в залежи. Основными зимними культурами были пшеница, ячмень, просо, бобы, чечевица, горох, лук, чеснок, клевер, лен. После сбора зимних культур в тех местах, где было достаточно воды, производились летние посевы. Оросительные каналы к этому времени пересыхали; поэтому летние посевы были весьма невелики. В Египте выращивали рис, кукурузу, культура которой распространилась в турецкий период, сахарный тростник, кунжут, арбузы, капусту, индиго, хлопок (который в те времена не играл существенной роли). По всей стране культивировалась финиковая пальма, главным поставщиком фруктов был оазис Файюм. Скотоводство имело ограниченное значение.
TUFO1585


21) В XVI—XVIII вв. заглох международный торговый путь, проходивший из Индии в Европу через Египет. Все же внешняя торговля играла существенную роль в его экономике. Египет торговал с Йеменом, Восточной Африкой, Сирией и другими частями Османской империи, Магрибом, Европой, экспортировал рис, пшеницу, сахар, финики, кожи, льняные и хлопчатобумажные ткани, квасцы, лекарственные растения. Он ввозил и реэкспортировал кофе и ароматические вещества из Йемена (торговля йеменским кофе возникла и приобрела очень большое значение в турецкий период), слоновую кость, гуммиарабик (камедь), страусовые перья, рабов из внутренней Африки через Дарфур, Сеннар, Кордофан (ежегодно ввозилось 5—6 тыс. рабов; 80% составляли женщины). Египет ввозил из Франции высокосортные ткани, особенно сукна, металлические изделия, бумагу; из Англии — ткани, оружие; из Италии (главным образом Венеции)—посуду, зеркала, шелковые ткани, стеклянные изделия, предметы роскоши; из Сирии — шелк, хлопок, табак, фрукты. Часть европейских товаров реэкспортировалась в Африку и Аравию.
Центрами внутренней торговли были Каир, Асьют, Танта. Она не приобрела всеохватывающего характера, отдельные районы, особенно Верхний Египет, почти целиком сами удовлетворяли свои потребности.
OQEP1607

22) Сам же паша Мухаммад Али стал правителем Египта в 1805 году. Под его руководством Египет сильно развился. Сам паша окружил себя французами и, убедившись в превосходстве европейской организации армии над турецкой и успев также несколько ознакомиться с французскими обычаями и порядками, решился реорганизовать армию, правительство и самый строй египетской жизни в европейском духе.
Родился же он в 1769 году в албанской семье в Кавале (нынешняя Македония), в детстве же потерял родителей и воспитывался в чужой семье. Став взрослым, завел табачную торговлю и даже не помышлял о военной службе. Но когда исполнилось 30 лет, в его жизни произошел крутой перелом. Во время войны с Францией во время вторжения Наполеона в Египет в 1798 году Турция объявила набор в армию, куда был призван сам Мухаммад Али. Обладая твердой волей, безграничным честолюбием и большими дарованиями, он проявил себя в битве при Абукире, хотя он едва не погиб вместе со всей турецкой армией против французов (хотя уже через год весь французский флот был наголову разбит англичанами под командованием адмирала Горацио Нельсона).
Oz9Do7ACtbI

23) После ухода французов и англичан Египет оказался зоной борьбы турецких командиров, благодаря чему, Мухаммад Али и укрепил свой авторитет перед турецким императорским двором.
VQdb9CBwk3Q

24) В центре двора расположен восьмигранный бассейн, увенчанный алебастровым куполом.
QKu3f88kx7E

25) Мухаммад Али посылал молодых египтян учится в Париж и Лондон. Сам он вовсе не получил образования: только на 40 году жизни он выучился читать, а писать не умел вовсе; тем не менее он хорошо понимал цену знаниям, дал хорошее образование своим сыновьям Ибрагиму-паше и Саиду-паше, открыл в Египте много школ, типографию, газету.
RaP40X1_Y64

26) Вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
XZBS9218

27)
xK63g5XsesQ

28)
ZjLAQElk6Ww

29)
من_داخل_مسجد_محمد_علي

30)
1024px-thumbnail

31) Рядом с мечетью музей оружия, экспозиция которого посвящена войне Судного дня Египта против Израиля в 1973 году.
bkJT99SkIqE

32)
j7UcPbuOqaU

33)
JnqyasHebE0

34)
NHWMO8kkRG0

35)
PNSN4224

36)
TnWvKlBeBaY

37)
WJGQ8967
Tags: Египет, Каир, путешествия, работа
Subscribe

Posts from This Journal “Египет” Tag

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments