Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Category:

Как живёт Финляндия независимо от России...

1) В Каире довелось познакомиться с одним иорданцем египетского происхождения, который последние 7 лет жил в Хельсинки. Разговорились о стереотипах разных народов в отношении друг друга, отчего стало интересно послушать его взгляд о жизни в стране Suomi (сам он женат на местной финской девушке, работает он в ларьке с кебабами). По его мнению, местные весьма недружелюбны, на мою просьбу пояснить, что в его понимании "недружелюбны" он высказывался о том, что вечное серое небо, бесцветность пространства, холод, ветер, люди не улыбаются на улицах.
После его подобных слов, я показал один легендарный совместный снимок одного американского астронавта и двух российских космонавтов, на котором наши на фото серьёзны и сосредоточены, а у американца улыбка до ушей :)) Сошлись на мнении о том, что это характерно для многих жителей глобального Севера из-за необходимости думать прежде всего об обогреве себя, чем распыляться на приветствия малознакомым лицам.
Теперь давайте посмотрим ещё Хельсинки.
IMG_4613

2) Ещё в предыдущем репортаже о городе мне в комментах отмечали то, что Хельсинки не является примером именно народной финской архитектуры, за которой следует ехать именно в глубинку. Также касательно и российского Выборга, который представляет собой мини-образец Хельсинки и Петербурга. В России же старой народной финской архитектурой стоит отправиться на "ласточке" в карельскую Сортавалу у Константина Карташова (или Сортавала, учитывая, что русскоязычные местные жители бывшей Старофинляндии предпочитают не склонять название этого города).
IMG_4603

Небольшое дополнение. Облик частного сектора в Финляндии от семьи супруги этого иорданца (взаимно подписаны друг на друга в Инстаграмме).
IMG_4364

3) Считается, что правление президента Финляндии Урхо Кекконена на протяжении 4 сроков подряд с 1956 по 1981 гг. позволило ему стать архитектором экономическо-политического феномена - капиталистической страны с сфере влияния СССР, на этой "дружбе" и разбогатевшей. Кекконен был проводником политики, называвшейся на Западе во время холодной войны «финляндизацией»: частичная уступка суверенитета (политический нейтралитет) и налаживание тесного экономического, культурного и иного сотрудничества с СССР при сохранении тесных отношений с Западом.
В результате Советско-финской войны 1939—1940 годов Финляндия потеряла значительную часть Выборгской губернии (фин. Viipurin lääni, она же «Старая Финляндия»). С её потерей Финляндия лишилась пятой части промышленности и 11 % сельскохозяйственных земель. 12 % населения, или около 400 тыс. человек, пришлось эвакуировать с уступленных СССР территорий. Полуостров Ханко был отдан в аренду СССР под военно-морскую базу. С окончанием 2 мировой войны Финляндии удалось сохранить суверенитет, в отличие от Прибалтийских стран, она не была включена в состав СССР, и, в отличие от стран Восточной Европы, избежала советизации своей экономики. За свой суверенитет Финляндия заплатила и определённую цену — страна выплатила СССР компенсации за ущерб, причинённый гражданам СССР в финских концлагерях во время финской оккупации, окончательно отказалась от своих прав на Карелию, уступила район Петсамо (Печенга), продала небольшой участок земли в Лапландии, а также подписала в 1948 году «Договор о сотрудничестве и взаимной помощи» с Советским Союзом. Договор требовал от Финляндии нейтралитета и признания особых стратегических интересов СССР. Взамен Финляндия могла в границах этой зависимости сохранить капиталистический строй, рыночную экономику и определённую свободу слова, не допуская тогдашней американской "охоты на ведьм" и держа под контролем советскую агитацию.
Таким образом, финны смогли свою ограниченную свободу превратить в большой шанс впечатляющего экономического развития и благосостояния путём поставок в СССР машин и кораблей, получая взамен нефть, лес, газ и другое сырьё.
IMG_4602

4) Возможно, вы уже заметили, что в Хельсинки нет особого перфекционизма, и на улицах вполне могут быть заснеженные и нечищеные улицы, кривоватые бордюры. Обратите внимание на одноцветное остекление окон, отсутствие всяких самодельных пристроек на балконах и кондиционеров тут и там... Впрочем, это тоже не всегда хорошо (ага, рассуждаю, насмотревшись на арабские страны от Бахрейна, Ирака до Египта ещё)- ну да, снаружи смотрится красиво, но хочу ли я, чтобы муниципалитет мне указывал, как должен выглядеть мой дом? Этот принцип безусловно верен для каких-то выдающихся зданий и ансамблей (живёшь историческом месте - уважай его облик), но повсеместно - перебор.
В Хельсинки есть место живописному несовершенству, без которого городской пейзаж казался бы скучным и выхолощенным. Есть и тропки в высокой траве, и неасфальтированные бульвары, и газоны не всегда ровные и густые... но вот здания в идеальном виде все без исключения.
IMG_4607

5) На 2018 год Финляндия по уровню человеческого развития (ИЧР) занимала 14 место в мире. Для сравнения, Россия на 43 месте сейчас.
IMG_4608

6) Центр Хельсинки - это бесконечные (часами можно гулять) прямые в горизонтальной и волнистые в вертикальной плоскости улицы среди высоких фасадов. Своей этажностью жилые дома Хельсинки превосходят по средней высоте зданий всей бывшей Российской империи. Здесь не редкость высота построек в 6-7 этажей из архитектуры рубежа XIX-XX вв. В общем, по всему видно, что дореволюционный Гельсингфорс превосходил средний уровень страны по благоустроенности и обеспеченности жильём (если даже сравнивать с Петербургом на начало прошлого столетия: в Хельсинки на 1900 год проживало 93,000 человек, в тогдашней российской столице 1,4 млн. жителей).
IMG_4609

7)
IMG_4606

8)
IMG_4610

9) Полежать бы сейчас на брусчатке...
IMG_4611

10)
IMG_4639

11) Многоэтажки 1930-50-х годов вписаны в единые фасады, и потому в сравнении с русскими городами Хельсинки кажется куда более цельным, чем он есть на самом деле. Более того, почти все они построены на месте деревянного зодчества, с которым тут в ХХ веке сделали примерно то же, что сейчас делают с деревянным зодчеством российских городов. Едиными фасадами стоять так могут даже откровенные аналоги "брежневок", разница только по десятилетиям.
IMG_4640

12)
IMG_4614

13) Прогулочная зона на месте бывшей линии железной дороги.
IMG_4627

14)
IMG_4628

15)
IMG_4629

16)
IMG_4630

17)
IMG_4631

18)
IMG_4632

19)
IMG_4633

20)
IMG_4634

21)
IMG_4638

22) Однажды очень давно я работал в ресторане "Море суши" (сама же сеть, казавшаяся навечно в 2010 году, которая представлялась этаким символом потребления, когда люди почти ежедневно приходили просто пообедать на 1000 рублей, обанкротилась в 2014 году) администратором-хостесс. Познакомился с охранником, приехавшего на вахту в Москву сотрудником ЧОПа, тот рассказывал, что до банкротства в начале 2000-х корабельной фирмы он на несколько месяцев регулярно отправлялся в плавания по морю от Латинской Америки до Европы, в конце 1980-х гг. его судно приплыло в финский Турку на 1 день. Рассказывал, что очень был удивлён автопарком города, почти на треть состоявшим из тогда ещё советских LADA.
IMG_4624

24)
IMG_4625

25)
IMG_4626

26)
IMG_4615

27)
IMG_4616

28) Сенатская площадь и памятник Александру II скульпторов Вальтера Рунеберга и Йоханнеса Таканена, установленный в 1894 году в память о восстановлении российским императором финского парламентаризма Эдускунты (фин. Eduskunta, швед. Riksdag, рус. сейм) в 1863 году после 50-летнего перерыва с момента вхождения Финляндии в состав России по итогам Фридрихсгамского договора, завершившего русско-шведскую войну 1808-1809 гг. Кстати, сам российский император изображен в форме финского гвардейского офицера.
IMG_4617

29)
IMG_4618

30)
IMG_4635

31) Около 6% населения города составляют шведы, ради которых тут шведской является вторым государственным и на нём дублируются все надписи вплоть до каждой уличной таблички (причём исторические финские и шведские названия могут не совпадать, как "Финляндия" и "Суоми").
IMG_4636

32) Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
IMG_4637

33)
IMG_4612

34)
IMG_4619

35) Общая протяжённость финских железных дорог - 5919 километров (из них 3067 электрифицированы), колея в Финляндии русская, причём даже более русская, чем в России - родные царские 1524мм вместо наших 1520.
IMG_4620

36)
IMG_4605
Tags: Финляндия, Хельсинки, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 473 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →