Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Коптское кладбище в Каире.

1) Продолжаем тему кладбищ в Каире. Если второе по древности еврейское кладбище в мире оставило ощущение выжженной пустыни, с вороньём, стаями собак, бездомных, живущих в посреди могильных плит (тепло же), считающиеся одним из самых криминальных в египетской столице, то коптское христианское кладбище тебя относит к эпохе Древнего фараоновского Египта, разве что многие склепы с 1930-х гг. XX века.
IMG_2080

2) Египетских коптов по общности исторической судьбы и их роли в обществе можно сравнить с положением евреев в Европе и Российской империи и старообрядцев после реформы Никона. Угнетали тех, тех и тех, они же все впоследствии сумели преуспеть в предпринимательстве и создать (а для кого и сохранить) собственное культурное своеобразие. Коптом в Египте 10-15% на нынешние 95 миллионов населения страны, однако они очень заметны в бизнесе. Заметны особенно ярко именно по пятницам, когда все мусульманские торговцы накануне пятничной проповеди прекращают работу на 2 часа, а до этого убирают, моют, чистят свои торговые лавочки, то копты продолжают работать буквально под проповедь имама и зарабатывать деньги. Примечательно, если подойти к торговой лавочке мусульманского торговца, то соседи тут же подойдут и напомнят, что необходимо закрыть торговую точку.
IMG_2081

3) Согласно древнему преданию, христианство было принесено в Египет апостолом Марком во время царствование императора Клавдия около 42 г. н.э. (по утверждению Евсевия Кесарийского, Марк пришёл в Александрию в первый или третий год царствования императора Клавдия, то есть 41 или 43 года н.э. Святой Марк оставил значительное христианское сообщество в Александрии. В течение полувека христианство распространилось из Александрии по всему Египту, и Священное Писание было переведено на коптский язык. К началу третьего века христиане составляли большинство населения Египта.
Сама коптская церковь не входит в число поместных православных церквей именно византийской традиции и оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие неприятия решения Халкидонского собора 451 года нашей эры по причине осуждения Константинополем монофизитства (доктрины в христианстве, постулирующей наличие только одной, единственной Божественной природы в Иисусе Христе и отвергающей Его подлинное человечество). Само монофизитство подержали остальные Древневосточные церкви, оттого со второй половины V века находится в расколе с Православной церковью Византийского обряда. Церковный раскол и конфликт с Византией привёл к созданию в Египте альтернативной, греческой по этническому составу, халкидонской Александрийской кафедры с греческим обрядом. Сами богослужения совершаются на коптском языке, являющимся последним этапом развития древнего египетского языка, на котором ещё говорили в эпоху фараонов. Нынешний коптский язык, начиная с IV века нашей эры, использует собственный алфавит на основе греческой системы письма с добавлением старых букв из древнеегипетского письма.
IMG_2082

4) В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век.
После завоевания Египта арабами коптское письмо стало постепенно утрачивать своё значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено арабским из официального употребления. С XI—XII вв. язык начинает вымирать, вытесняясь арабским. До сих пор сохранён в качестве основного языка богослужения, а также в качестве языка общения в некоторых коптских семьях и отдалённых районах Египта с преобладанием коптского населения.
IMG_2084

5) В Египте и Эфиопии вы легко сумеете отличить араба от копта. И дело даже не в антропологических признаках — на запястье копта (у мужчин и женщин) есть татуировка в виде креста. Делают ее чаще всего еще в детстве. А вот причины и то, откуда пошла такая традиция достоверно неизвестно.
Есть несколько версий:
-когда в VII веке власти Египта запретили христианам нательные кресты, копты стали носить (или рисовать) крест на внутренней стороне запястья;
-у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, так как этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству;
-чтобы в случае смерти быть похороненным по христианским обычаям. Так как копты жили среди арабов, то была вероятность того, что их могли перепутать с мусульманами.
IMG_2085

6) Устройство коптских храмов сходно с православными. Алтарная часть отделяется от основной части храма резной преградой. Роль царских врат, как правило, играет завеса, открываемая в определённые моменты богослужения. Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка. Алтарная перегородка, в отличие от православной традиции, не обязательно служит как иконостас — на ней могут располагаться иконы, однако иконы на ней могут и совершенно отсутствовать и располагаться в других частях храма. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами.
IMG_2001

7) Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом увеличивается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
IMG_2006

8) Современное коптское искусство также известно как нео-коптская школа. В некоторые эпохи коптской истории иконы были главным средством выражения. Они сохранили большинство традиционных аспектов. Основные принципы — большая озабоченность религиозной истинностью и красотой, чем реализмом, или же изображением глубины и перспективы. Как в Византии и примыкающих традициях иконы пишутся фронтально, смотрящими прямо на зрителя.
Школа сформировалась в 1960-х годах, основываясь на стилях и традициях, характерных икон III—VII веков. Мастера этой ранней школы иконописи особенно тщательно выписывали глаза святых, которые обращены не на молящихся, а в лишь им ведомую даль. При этом они всячески избегали излишних деталей и украшательства, являя верующим лишь те детали, которые необходимы для понимания образа.
IMG_2014

9) Существует стереотип о том, что копты являются теми самыми древними египтянами в противопоставление с пришлыми арабами. На самом деле, египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне - единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
IMG_2015

10) Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
IMG_2076

11)
IMG_2077

12)
IMG_2078

13)
IMG_2079
Tags: Египет, Каир, путешествия, работа
Subscribe

Posts from This Journal “Египет” Tag

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments