— Рерих Н. К. Об искусстве

2) К одноимённому селу Талашкино в 12 км от Смоленска добраться очень легко на маршрутке, постоянно туда курсируют, единственное только, что конечная остановка только в самом населённом пункте, а до усадьбы княгини Марии Тенишевой надо ещё 2 км пешком пройти, если ты не на машине.
Само село.

3) Соседство с известной достопримечательностью оказывает влияние на художественное оформление местного кафе.

4)

5)

6) Местный дом культуры.

7) Спортзал правее ДК.

8) Скульптура на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в 1941—1943 гг.

9)

10)

11)

12) Дорога здесь напомнила "последних солдат Вермахта" в Калининградской области.

13) Само место ещё в XVII веке было пожаловано королём Речи Посполитой Сигизмундом III влиятельному польскому роду Шупинским. В 1893 году имение с землями стало собственностью княгини, художника, мецената и общественного деятеля Марии Тенишевой. Вплоть до революции 1917 года Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым (где в своём время собирались Николай Гоголь, Иван Тургенев, Фёдор Тютчев, позже там сформировался мамонтовский кружок - объединение российских интеллектуалов во время принадлежности усадьбы Савве Мамонтову, куда входили художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Виктор Серов, Илья Репин, Исаак Левитан). Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. В Талашкине бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, скульптор Павел Трубецкой, композитор Игорь Стравинский.

14) В 1893 году Мария Тенишева приобрела имение, однако управление делами было оставлено в руках прежней хозяйки, подруги детства княгини Екатерины Святополк-Четвертинской (она же потомок польского рода Шупинских). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.
На фото - бывшая сельскохозяйственная школа по подготовке фермеров в рамках проведения реформы Петра Столыпина.

15) В XIX-начале XX века Талашкино было своеобразной Меккой для деятелей искусства. Меценат М.К. Тенишева собрала в своей усадьбе обширную коллекцию предметов русского народного творчества и превратила «неорусский стиль» в одно из самых модных течений.
«Теремок» — двухэтажный деревянный домик, украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов. Благодаря своему необычно красивому, сказочному виду получил свое название. Теремок был построен в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть изделия дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки.

16)

17)

18)

19)

20)

21) Облик теремка.
В 1903 году художник Николай Рерих, совершая художественные поездки по древним городам, прибыл в Смоленск, после заехал в Талашкино, где и познакомился с княгиней Марией Тенишевой. Художественные и философские искания Рериха в те годы были связаны с мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, способном преобразить их жизнь. В Талашкине художник увидел «начало храма новой жизни», он увидел, что здесь понимали всё глубинное значение красоты и «как бы насыщали ею каждую пору жизни, всякий уголок быта». Отныне Рерих становится близким другом княгини, часто приезжает сюда, один или с семьёй.
«Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум — всё дышало жизнью... Общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи... похоже было скорее на Италию времён Ренессанса.

22) Заслуживает внимание церковь Сошествия Святого Духа в стиле модерн 1900-1905 гг. постройки работы архитектора Сергея Малютина (кстати, он же автор первой русской матрёшки) с фресками Николая Рериха.
Фото не моё, к сожалению, во время поездки туда в 2017 году весь храм был закрыт строительными лесами. Во время моего самого первого туда приезда в 2005 году во время Олимпиады школьников по истории в Смоленске, храм вообще был заброшен.
Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке.
Хотя церковь Святого Духа в Смоленской области построена в лучших традициях русского зодчества, само здание напоминает древнюю пирамиду, русский шатер и, одновременно, буддийскую пагоду. Храм, лишенный русских православных канонов, получился необычным и очень выразительным. Три ряда кокошников и маленькая главка, а также уцелевшая смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный» на фронтальной части храма сделали её очень красивой и нарядной. Изучивший в полной мере старинное искусство икон и стенной росписи всех времен, Рерих во фронтальной мозаике изобразил суровый Лик в огненном кольце беспредельности, следящий огромными глазами за входящими в храм. Слева внизу изображен Святой Сергий, как промежуточное звено между Иисусом и человеком.
Существует мнение, что храм долго не освящали из-за разногласий с православной Церковью. Идея единства всех религий и многочисленные отступления в росписях художника не были поддержаны Синодом. Церковь так и осталась неосвященной.

23) Я пролез внутрь лесов (никого из рабочих не было) и поснимал некоторые фрагменты мозаик Николая Рериха.

24)

25) Мозаичная внутренняя поверхность входной арки.

26)

Journal information