Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Оптина Пустынь и "Братья Карамазовы" Фёдора Достоевского.

1) А теперь серия репортажей о поездке по монастырям Калужской области, осуществлённой 12 июня за 2 недели до отъезда в Египет (спросите, почему нет постов о Каире, отвечу, так как здесь работа, а всё остальное может просто помешать делу).
Должен отметить, это у меня едва ли не первая подобная далёкая вылазка на машине в соседний регион с целью попутешествовать. Выехали мы в 7 утра из Брянска, прибыли в обитель в 9.30.
DSC_0112.JPG

2) Добраться до Козельска из Брянска можно двумя способами:
- доехать по Киевской трассе в сторону Москвы до Сухинич и оттуда повернуть направо до "злого города"
- проехать границу Брянской и Калужской областей и сразу повернуть направо на село Хвастовичи, затем ехать 40 километров по извилистой, но очень хорошей по качеству дороге, минуя многочисленные деревни, посёлки, до самого Козельска.
Мы выбрали второй способ, я ехал не спеша, так как был не один и морально отвечал за жизни тех, с кем был.
DSC_0114.JPG

3) Так как день нашего визита выпал на государственный праздник с тремя выходными подряд, паломников было немерено. Многие советуют посетить именно Оптину пустынь, но, может из-за большого количества народу, не смог оценить достоинств обители (при этом очень понравился недоступный для мирян Иоанно-Предтеченский Скит в глубине монастырской рощи).
DSC_0159.JPG

4) По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптием, в иночестве — Макарий. На протяжении всего XV столетия обитель служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца вплоть до Соборного определения 1503 года, запретившего совместное проживание в одной обители инокам и инокиням.
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
DSC_0103.JPG

5) В 1918 году монастырь был упразднён, на его месте в 1930-е гг. был открыт Дом отдыха. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, около 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел (должен отметить, никаких упоминаний об этом факте нет). После войны в стенах обители размещалась воинская часть, а в 1987 году возрождена обитель.
DSC_0115.JPG

6) Монастырская ограда с 4 наугольными башнями, построенные в 1832-1839 гг.
DSC_0118.JPG

7) Осмотрим обитель.
DSC_0146.JPG

8) Слева направо.
64-метровая колокольня в стиле классицизма 1801-1804 гг. постройки, правее - Введенский Собор 1750-1771 гг., затем - храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, справа- восстановленная в 2005 года Преображенская церковь.
DSC_0152.JPG

9) Святые ворота начала 2000-х гг. постройки (не сразу поймёшь, что не XIX века строение).
DSC_0153.JPG

10)
DSC_0155.JPGDSC_0091.JPG</a>

12) Старчество как вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством, стал осуществляться в России в 1 половине XIX века в Белобережной пустыни в 15 км от Брянска и Оптиной пустыни в 2 км от Козельска. Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами.
Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.
DSC_0075.JPG

13)
DSC_0043.JPG

14)
DSC_0032.JPG

15)
DSC_0014.JPG

16) Несколько фотографий паломников, самих подвижников.
DSC_0003.JPG

17)
DSC_0021.JPG

18)
DSC_0026.JPG

19)
DSC_0036.JPG

20)
DSC_0046.JPG

21)
DSC_0058.JPG

22)
DSC_0063.JPG

23)
DSC_0069.JPG

24)
DSC_0070.JPG

25)
DSC_0086.JPG

26)
DSC_0088.JPG

27)
DSC_0089.JPG

28)
DSC_0096.JPG

29) Храм в честь преподобной Марии Египетской 1824 года постройки на месте первоначальной братской трапезной.
DSC_0097.JPG

30) Главный храм обитель - Введенский Собор 1750-1771 гг. постройки.
DSC_0074.JPG

31) Восстановленный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери 1998 года постройки.
DSC_0051.JPG

32) Далее пройдёмся по монастырской роще к закрытому для мирян Иоанно-Предтеченскому скиту (доступен для посещения только в престольные праздники скита).
DSC_0123.JPG

33) Храм в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского 1902 года постройки в псевдорусском стиле.
DSC_0133.JPG

34) Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня 1825 года постройки.
DSC_0134.JPG

35) Паломники в очереди за освящённой водой.
DSC_0130.JPG

36)
DSC_0137.JPG

37) Найдите кота. Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. "Старец Зосима живет в скиту, в скиту наглухо, шагов четыреста от монастыря, через лесок, через лесок...".
О посещённом нами монастыре Спаса Нерукотворного пустыни в селе Клыково, в следующем репортаже.
DSC_0143.JPG
Tags: Калужская область, Козельск, Россия, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments