Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Экскурсия по Москве с высоты птичьего полёта.

1) Наконец-то к моей традиционной рубрике "с высоты птичьего полёта", в которой я писал об Ираке, Хошимине, польской провинции, Каире, Ярославле, добавлю и Москву. В этом репортаже мы поднимемся с вами на смотровую площадку, расположенную возле купола Храма Христа Спасителя, откуда мы можем разглядеть Кремль, все сталинские высотки с небоскрёбами "Москва-Сити", памятник Петру I, "золотую милю" в виде улицы Остоженка, Дом на набережной, Болотную площадь, начало Бульварного кольца, и конечно же, Москва-реку с высоты 40 метров над землёй.
IMG_1944.JPG

2) Смотровая площадка Храма Христа Спасителя представляет собой 4 объединенные между собой площадки, которые расположены между колокольнями Храма. На всех сайтах во Всемирной паутине написано, что вход туда только в составе групповых экскурсий. Неправда, по крайней мере, платишь 200 рублей и поднимаешься наверх. И не 30 минут лимит, а всё время работы смотровой площадки, пока не замёрзнешь. Понятно, что РПЦ и ХХС ругают всё, кому не лень за притеснения Pussy Riot, однако за возможность полюбоваться городом с высоты птичьего полёта, спасибо.
Думаю многие знают, благо в ЕГЭ по истории часто об этом спрашивают, что здесь в 1883-1931 гг. изначально находился первый Храм Христа Спасителя работы архитектора Константина Тона в "Русско-византийском стиле" в память победы над Наполеоном, затем взорван в 1931 году в ходе проекта сталинской реконструкции города для создания новой пролетарской столицы, где должен был построен Дворец Советов, однако начавшаяся Великая Отечественная война положила конец стройке. После войны в связи с развенчанием культа личности в 1960 году здесь возводится плавательный бассейн "Москва", затем в 1994-1999 гг. воссоздан нынешний Храм архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым, Зурабом Церетели, третий наиболее известен из них своими неоднозначными по оценкам специалистов проектам.
IMG_1972.JPG

3) Рассмотрим Площадь Пречистинские ворота, являющейся началом Бульварного кольца внутреннего исторического центра Москвы. Само же нынешнее Бульварное кольцо представляло собой бывшие крепостные оборонительные стены Белого города, которые предположительно были выкрашены белой известью, отсюда и название, возведённые по проекту зодчего Фёдора Коня (создателя Смоленской крепостной стены) для укрепления обороны от набегов крымских татар. К началу XVIII стена утратила фортификационное значение и стала разбираться на кирпич. При Екатерине II было принято решение об окончательном сносе стены и башен Белого города. На их месте высаживались деревья, и эти зелёные насаждения образовали современное Бульварное кольцо.
На переднем плане фотографии по адресу улица Волхонка 18/2 находится институт русского языка РАН (т.н. "Дом на Волхонке") в стиле классицизм 1831 года постройки, где до революции располагалась 1 городская гимназия.
В дальней перспективе возвышается здание Министерства Иностранных дел 1948-1953 гг. постройки по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха (автора Большого каменного моста, послевоенных Крещатика в Киеве и центра Орла) и Михаила Минкуса. Известно, что первоначальный вариант здания был без шпиля, пристроить который посоветовал Иосиф Сталин своей репликой во время проезда мимо стройплощадки: «Вижу здесь шпиль». Видимо, у него в сознании запечатлелся образ кремлевской башни, из ворот которой он выезжал, так он мысленно «прикинул» её на верхушку недостроенной высотки, и это было как озарение. Чтобы удовлетворить пожелание Сталина, пришлось вносить изменение в планировку пяти верхних этажей здания на Смоленской площади. Для облегчения незапланированной нагрузки шпиль изготовили из тонкостенной стали, поскольку каркас высотки был уже сооружен.
IMG_1958.JPG

4) Примыкающее 5-этажное здание к улице Волхонка - это "святая святых", институт философии РАН и корпус Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН).
На горизонте - комплекс высоток Нового Арбата, изначально Калининского проспекта, названные "вставной челюстью" из-за его инородности исторической части города, которая к тому же традиционно пострадала при постройке. На нечётной стороне — четыре 26-этажных административных корпуса, фасады которых напоминали раскрытые книги, соединены 2-ярусным застеклённым стилобатом (протяжённость 850 м), в котором расположены офисы, магазины, кафе, рестораны. В советское время там находилось восемь министерств с удивительными по нынешним временам названиями: электротехнической промышленности, энергетического и тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения, строительного, дорожного и коммунального машиностроения, угольной промышленности, мясной и молочной промышленности, цветной металлургии, легкой промышленности, пищевой промышленности. Сейчас три здания принадлежат городу Москве, одно – РФ, большая часть помещений сдается в аренду. На чётной стороне — пять 25-этажных сдвоенных каркасно-панельных жилых домов-башен (в каждой — 176 квартир). В нижних этажах расположены магазины и кафе.
Жёлтая башенка в правой части снимка - административное здание Наркомата обороны 1934—1938 гг. постройки по проекту архитектора Льва Руднева (автор главного здания МГУ) для народного комиссариата военных и морских дел («Наркомвоенмора»). Почему Наркомат? Это расшифровка "народного комиссариата", существовавшего в 1917-1946 гг., который является аналогом названия нынешних министерств.
IMG_1938.JPG

5) Кремлёвская АЗС на Волхонке — по некоторым сведениям, одна из старейших сохранившихся бензоколонок Москвы. Действующая бензоколонка, предназначенная только для правительственных машин. Единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца, единственный реализованный элемент Дворца Советов и одно из сохранившихся зданий советского ар-деко. По одной из версий, построена по типовому проекту знаменитого архитектора Алексея Душкина (автора сталинской высотки у Красных ворот, «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»).
IMG_1940.JPG

6)
IMG_1941.JPG

7) Посмотрим на север в сторону Кремля. Зелёное здание - картинная галерея художника Ильи Глазунова на улице Волхонка 13 в неоднократно перестраиваемом особняке конца XVIII века, где в своё время жила княжна Мария Оболенская - вдова генерала и героя войны 1812 года Дмитрия Дохтурова». После её смерти в 1856 году, в этом доме проживал участник декабрьского восстания 1825 года Сергей Трубецкой.
Правее здания галереи мы видим котлован, где ведётся строительство нового отделения этого музея.
На заднем плане - Московский Кремль, являющийся на самом деле, если вы вдруг не задумывались, средневековой крепостью 1485-1516 гг. постройки во время княжения Ивана III общей протяжённостью в 2235 м, высотой до 19 метров, образуя в планировке неправильный треугольник. Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1044. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное.
IMG_1942.JPG

8) Вид на Москва-реку и "Дом на набережной" в стиле конструктивизм (он же, «Дом прави́тельства», Первый Дом Советов или Дом ЦИК и СНК СССР) на Берсеневской набережной на Болотном острове, возведённый в 1927-1931 гг. по проекту архитектора Бориса Иофана (он же автор Тимирязевской сельскохозяйственной академии, станции метро "Бауманская"). Жильцами дома стали главным образом представители формировавшейся советской элиты: учёные, партийные деятели, герои Гражданской войны, Герои Социалистического Труда и Советского Союза, старые большевики, выдающиеся писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании. По первоначальному проекту дом должен был быть розоватого цвета, с отделкой из мраморной крошки розового цвета, которая должна была гармонировать с Кремлём, однако в связи с тем, что рядом находилась котельная, из трубы которой постоянно шёл чёрный дым, внешние стены дома решено было сделать серыми, исключительно в угоду практичности. 12-этажный дом на набережной с 505 квартирами (24 подъезда) стал одним из самых крупных домов в Европе.
IMG_1956.JPG

9) На этажах по две квартиры. В квартирах были дубовый паркет, художественная роспись на потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. На потолках красовались пейзажи разных времён года, цветы, фрукты. На кухне имелось отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта, на котором вывозили мусор. Вахтёр заведовал лифтом; наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз приходилось спускаться пешком или стучать по металлической двери шахты, чтобы вахтёр услышал и поднялся.
Стройку курировал Генрих Ягода (один из главных руководителей советских органов госбезопасности ОГПУ, НКВД, нарком внутренних дел СССР). Подъезд дома № 11 — нежилой, в нём нет ни квартир, ни лифтов. Предполагается, что отсюда или прослушивали квартиры жильцов других подъездов, или за стенами скрыты некие тайные помещения. Помимо этого подъезда, в доме имелись конспиративные квартиры чекистов, которые располагались на первом этаже.
Сам автор дома Борис Иофан жил здесь с 1931 по 1976 гг.
IMG_1957.JPG

10) Помимо "дома на набережной" - пешеходный Патриарший мост через Москва-реку протяжённостью в 203 метра от Храма Христа Спасителя через Болотный остров до Якиманской набережной, сооружённый в 2004 году по проекту архитектора Михаила Посохина (автора многих "элитных" построек на "золотой миле", так называемой улицы Остоженка, один из главных деятелей "лужковского стиля") со стилизацией под традиционную архитектуру мостов конца XIX века.
Чуть правее "дома на набережной" видны луковки храма святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках 1657 года постройки.
Вдалеке в туманной дымке - сталинская высотка на Котельнической набережной и правее её - Московский международный дом музыки.
IMG_1948.JPG

11) Посмотрим на юг и увидим здание Третьяковской галереи на Крымской валу (он же, Центральный дом художника), памятник Петру I Зураба Церетели, модерновый "Дом-ларец" Перцова, бывшие корпуса кондитерской фабрики "Красный октябрь", известной шоколадкой "Алёнка" и батончиками "Рот фронт".
К примеру, в здании галереи у Крымского моста 1979 года постройки размещена экспозиция произведений искусства российских и советских художников, работавших в 1920—1960-е годы: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Марка Шагала, Михаила Ларионова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Павла Корина, Павла Филонова, Александра Дейнеки, Веры Мухиной, Сергея Конёнкова, Ивана Шадра, Владимира Фаворского, художников «сурового стиля».
Памятник Петру I у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала был воздвигнут в 1997 году, ставшим одним из самых высоких в России памятников высотой в 98 метров и высотой самой фигуры Петра I в 16 метров. Данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента (в этом плане этот монумент имеет схожу историю со Статуей Свободы в Нью-Йорке, которая изначально должна была размещена в египетском Порте-Саиде под названием "The Light of Asia ", на перевозку которого из Парижа не было свободных средства, после чего памятник попал в США).
IMG_1978.JPG

12) Заслуживает внимание "Дом-ларец" Перцовой 1907 года постройки на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной работы архитекторов Николая Жукова и Борисом Шнаубергом по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. Несмотря на разнообразие и усложнённость форм, здание отличается пластическим единством и отражает характерное для стиля модерн стремление к художественному синтезу архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства. В композиции фасадов живописная асимметрия расположения окон, балконов, башнеобразных возвышений кровли вносит разнообразие в монотонные членения многоквартирного дома, в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. Декор фасадов «населён» причудливыми мифологическими существами, сказочными животными и растениями.
За Москва-рекой мы видим бывшие корпуса кондитерской фабрики 1889-1914 гг. постройки для фирмы "Эйнем" (которая и станет впоследствии известной нам фабрикой "Красный октябрь"), основанной в 1851 году Теодором Фердинандом фон Эйнемом и Юриусом Гейсом.
IMG_1980.JPG

13) Строго на юг в сторону района улицы Остоженка.
IMG_1981.JPG

14)
IMG_1951.JPG

15)
IMG_1949.JPG

16)
IMG_1973.JPG
Tags: Москва, Московская летопись, Россия, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments