Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Category:

Прогулка по бывшей Бескудниковской железнодорожной ветке.

1) Прочитав впервые статью в Википедии о когда-то проходившей на месте нынешних спальных районов на севере Москвы Бескудниковской железнодорожной ветке, меня заинтересовала тема изменения пространства за 30-летний промежуток времени со времени закрытия этой жд-линии в 1987 году. Интересно даже было сравнить нынешний городской пейзаж со старыми чёрно-белыми снимками 1980-х гг., чтобы впечатлиться тому, как городская инфраструктура способна видоизмениться коренным образом.
На фото - памятник упразднённой Бескудниковской ветке, установленный в 2005 году на пересечении улицы Декабристов и проезда Якушкина в 500 метрах от метро Отрадное.
IMG_1708.JPG

2) К сожалению, ранее у меня не было подобное опыта исследования, оттого не исключаю, что многие уцелевшие фрагменты ветки мог упустить в виде шпал и рельс, контактной сети или семафоров. Я прошёл 5-километровый отрезок бывшего пути от уцелевшего моста через Яузу в районе парка через улицу Декабристов, Алтуфьевский мост, выйдя через гаражи и промзону к станции Бескудниково Савёловского направления.
Самой ветка была существовавшая в 1900-1987 гг. линия, связывавшая Ярославское и Савёловское направления Московской железной дороги. Инициатором строительства стал глава Московско-Ярославской железной дороги, меценат и предприниматель Савва Морозов (само савёловское направление рассматривалось тогда как ответвление от ярославской дороги, куда поезда ходили с Ярославского вокзала или с платформы Лосиноостровская). С открытием в 1902 году Савёловского вокзала, сама ветка стала вспомогательной. В 1908 году параллельно Бескудниковской ветке были сооружены пути Московской окружной железной дороги (будущий МЦК с 2016 года), из-за чего загруженность линии ещё больше сократилась вплоть до 1930-х гг. до открытия научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (нынешнего Института пути). Пассажирское движение на линии было открыто в 1940-е гг. вместе с электрификацией всего участка.
В 1960 году вся Бескудниковская железнодорожная линия была включена в состав Москвы, после чего начинается её упадок и последующее закрытие в 1987 году в связи с развитием Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязейской линий метро вместе с пуском трамвайных линий. На месте путей были построены многоэтажные дома, а на пересечении с ними расположилась станция метро «Отрадное».
Оригинал фото с сайта http://www.beliaev.de/photos/blsv-otradnoe.html
20481de7862c67d41fb472fd07899c02.jpg

3) Практически все рельсы были демонтированы к середине 2000-х годов. Дольше всего сохранялись участки пути от станции Лосиноостровская до улицы Лётчика Бабушкина (демонтированы в 2003—2004 гг.) и от станции Бескудниково почти до Алтуфьевского шоссе (демонтированы к середине 2005 года). У северного выхода станции метро «Свиблово» до 2009 года сохранялось частично забетонированное рельсовое звено (уничтожено при строительстве торгово-развлекательного центра).
Сохранился железнодорожный мост оригинальной архитектуры через реку Яуза, в 2001 году переоборудованный в пешеходный. В ходе реконструкции с моста были убраны деревянные элементы конструкции, он был сужен и оборудован перилами.
IMG_1715.JPG

4) Сейчас здесь лишь пешеходный мостик, не всякий раз можно догадаться, что это бывшей железнодорожный переезд.
IMG_1723.JPG

5)
IMG_1714.JPG

6) Мост в 1984 году.
772-1984-bridge.jpg

7) Фрагмент какого-то репортажа от 1 канала Останкино в 1994 году (почти вся дорога разобрана, здесь до начала 2000-х будут сохраняться рельсы).
e61593fcbf0e79bc3857a624ea663c2d.jpg

8) Путь в сторону моста.
IMG_1712.JPG

9) Нынешний пешеходный мост.
IMG_1717.JPG

10) Он же в 1982 году.
773-1982-bridge.jpg

11)
6f166504ab13129accd1e9e63c18f186.jpg

12)
9667c94ab9574610a0fea9e16ac9a088.jpg

13) С моста - вид на Яузу в сторону усадьбы Свиблово.
IMG_1716.JPG

14) Не стал писать отдельный пост с видами парка, поэтому позволю небольшое лирическое отступление, чтобы полюбоваться красотой весенней серости, которую я люблю.
IMG_1718.JPG

15)
IMG_1719.JPG

16)
IMG_1722.JPG

17) Первый опыт в съёмки местной фауны.
IMG_1720.JPG

18) Не одна же только архитектура.
IMG_1706.JPG

19) От моста пройдём теперь к началу улицы Декабристов и гаражному кооперативу.
IMG_1711.JPG

20) Сразу за бывшей платформой Отрадное в сторону моста через Яузу в 1990 году. (оригинал фото на сайте http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=290821&LNG=RU#picture).
20101120_290821.jpg

21) Здесь проходила бывшая ветка.
IMG_1724.JPG

22) Внутри гаражного кооператива - бывшая платформа "Отрадное" закрытой линии (это единственная сохранившаяся постройка всей Бескудниковской ветки). Автобусная остановка вблизи платформы, ранее называвшаяся «Платформа Отрадное», сейчас сохраняет название «Отрадное».
IMG_1709.JPG

23)
IMG_1707.JPG

24) А теперь сравним.
img124.jpg

25)
99_big.jpg

26) Демонтированная платформа Отрадное и кассовый павильон с остатками названия...
y_51615940.jpg

27) Колея проходила по этой дороге.
IMG_1710.JPG

28) Пересечение с Олонецкой улицей на месте нынешнего здания школы, куда линия шла в сторону метро "Отрадное",
IMG_1725.JPG

29) Уцелевшая насыпь. Прямо по курсу железнодорожной линии - офисное здание 1994 года постройки по Декабристов д.38 к.1,
IMG_1726.JPG

30) Далее мы встречаем памятник разобранной ветке, показанный на заглавном фото к посту.
Композиция состоит из фонаря на консоли сохранившейся опоры бывшей контактной сети, колёсной пары на небольшом фрагменте рельсошпальной решётки и детского паровозика. При обустройстве памятника не было учтено истинное расположение пути, и рельсы лежат перпендикулярно реальному направлению ветки. При этом паровоз направлен верно, в сторону платформы Отрадное.
IMG_1713.JPG

31) Дорога шла прямо на месте ныне существующего жилого дома
IMG_1729.JPG

32)
y_8fc79590.jpg

33) Станция метро "Отрадное" и улица Хачатуряна, где Бескудниковская линия была на месте ларьков и летнего цветника.
IMG_1730.JPG

34) Переезд через ветку на фрагменте кинофильма "Вам и не снилось" (1980 год).
f9dbf4ac1f2745060bd5921c735c355b.jpg

35) Вид разбираемой железной дороги в сторону платформы "Отрадное". Слева и справа виден забор стройплощадки одноименной станции метро. Фото сделано примерно с того же места, что и три предыдущих снимка.
otradnoe-karasev-016-1988.jpg

36) Зафиксируем эту позицию и обратите внимание на жилой дом №1 правее дороги по Северному бульвару.
IMG_1728.JPG

37) Снимок 1979 года с того места, где сейчас выход из метро «Отрадное» на ул. Хачатуряна.
otradnoe-1979-0644-26.jpg

38) На фото - перекрёсток улицы Декабристов с улицей Санникова. На фото - жилой дом 10, корпус 3.
IMG_1727.JPG

39) Та же улица Санникова, только без дома 10, корпус 3 на улице Декабристов.
otradnoe-karasev-012-1988.jpg

40) Ещё снимок, где сейчас парковка к ТЦ "Золотой Вавилон".
2edfd79cf983f788d69bf8505ec94056.jpg

41)
IMG_1731.JPG

42) Прямо стою чуть левее бывшей жд-линии.
IMG_1732.JPG

43) Ещё один бывший въезд.
IMG_1736.JPG

44) Место бывшей платформы "Слободка". А теперь вновь приготовьтесь.
IMG_1735.JPG

45) Фото 1979 года.
img117.jpg

46) А это в 1989 году.
1c0bfc549d3b08b871bb15cb6325b02a.jpg

47) Заделанный железнодорожный проезд под мостом Алтуфьевского шоссе.
IMG_1737.JPG

48) Тот же путепровод со стороны бензоколонки.
IMG_1738.JPG

49) Далее уже идёт закрытая территория промпредприятия, куда я бы при всём желании не смог бы пройти. Пришлось идти вдоль путей по ещё одному гаражному комплексу.
IMG_1740.JPG

50) Просунув через щель забора фотоаппарат удалось снять более явные следы участка жд-линии, разобранной в 2006 году, которая даже до 2002 года использовалась для обслуживания склада при ОАО «НИКИМТ-Атомстрой».
IMG_1739.JPG

51) С противоположной стороны я вновь вышел на саму линию после ворот на запретную территорию.
IMG_1743.JPG

52) Местность абсолютно неприглядна и замусорена, поэтому старался снимать наиболее ухоженные участки.
IMG_1744.JPG

53) Рядом с ней находится грузовая Межведковская железнодорожная ветка, которая также выходит к станции Бескудниково Савёловского направления.
IMG_1742.JPG

54) За этими гаражами и находятся ряд рисунков, разукрашенных местными школьниками, чтобы хоть немного облагородить местность. Оказывается, у всех гаражей есть запасной выход как-раз в сторону этого пути. Один человек вышел так справить нужду, я же сначала подумал, что со мной может произойти аналогичный случай со случайными свидетелями в НТВ-шных мужских сериалах.
IMG_1741.JPG

55) Вид с насыпи на Путевой проезд.
IMG_1745.JPG

56) Остаток Бескудниковской ветки справа внизу перед гаражами.
IMG_1746.JPG

57) Здесь сама же бывшая Бескудниковская ветка выходила к основной магистрали Савёловского направления.
IMG_1750.JPG

58) Взгляд назад
IMG_1751.JPG

59)
IMG_1749.JPG

60) Где-то сразу слева за кустами начиналось ответвление.
IMG_1733.JPG

61) Такой вот специфический пример железнодорожного туризма в этом репортаже.
IMG_1734.JPG
Tags: Москва, Московская летопись, Россия, путешествия
Subscribe

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments