Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Москва из окна поезда монорельсовой транспортной системы.

1) Если итальянский архитектор Стефано Боэри назвал гостиницу Рюгён в Пхеньяне «единственным осколком научной фантастики в современном мире», то Московский монорельс можно назвать одним из немногих примеров футуризма в России.
Некоторые современные урбанисты считают столичный монорельс примером дорогой бессмысленной игрушки, однако мало кто знает о том, что сооружение подобной системы стало технологическим успехом в условиях переменчивого климата европейской части страны. Так, к примеру, московский монорельс является единственной в мире системой с линейным двигателем, что позволяет увеличить КПД и решать проблему возможной пробуксовки состава при обледенении ходовой балки.
Да и сама монорельсовая транспортная система позволяет увидеть не только фасад, но и изнанку Москвы. Будучи своеобразной передвижной смотровой площадкой, оттуда можно увидеть телецентр и башню "Останкино", скульптуру Веры Мухиной "Рабочего и колхозницы", главный вход в ВДНХ, гостиницу "Космос" (резиденцию Завулона из "Дневного дозора"), монумент покорителям космоса, даже "Дом на курьих ножках".
IMG_1159.JPG

2) Из европейских городов монорельс имеется в немецких Вуппертале, Дортмунде и в Москве. В Северной Америке подобный вид транспорта есть в Сиэтле, Лас-Вегасе, Диснейленде, Джексонвиле. В Азии же монорельс рассматривается как перспективных вид общественного транспорта, который есть в малайзийском Куала-Лумпуре, китайском Чунцине, Дубае, туркменском Ашхабаде. Больше всего монорельса в Японии, где он построен в Токио, Осаке, Тибе.
На фото - станция Тимирязевская.
IMG_1158.JPG

3) В 1914 году по заказу кондитерской фабрики "Эйнем" (нынешний "Красный октябрь") был выпущен цикл из восьми футуристических почтовых карточек под общим названием «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего», где район современной Красной площади был изображён со множеством эстакад, отходящих от нереализованного Центрального вокзала на месте мавзолея Владимира Ленина.
Появился же московский монорельс в 2004 году, который связал станции метро ВДНХ и Тимирязевскую. Возведение этого сооружения было приурочено к проведению всемирной выставки ЭКСПО-2010 (тогда победил Шанхай с общей идеей моделирования городов будущего).
В качестве макетного образца подвижного состава из двух головных вагонов в 2000 году был приобретён поезд серии P30 швейцарской фирмы Intamin Transportation Ltd. В России же были разработаны серийные составы на основе швейцарского прототипа инженерным центром ТЭМП, получившие обозначение ЭПС, которые выпускались в 2003-2012 гг. Так что, московский монорельс является результатом новых российских разработок, пусть и благодаря Швейцарии.
IMG_1163.JPG

4) Отправляемся от станции "Тимирязевская". Сам вид улицы чем-то напоминает фрагмент нетуристической "изнанки" города будущего.
IMG_1210.JPG

5) С январе нынешнего года московский монорельс работает только в экскурсионном режиме с интервалом движения в 30 минут с 8.00 утра до 20.00 вечера. Должен сказать, вагоны битком набиваются людьми, кое-какой нетуристический спрос есть на него со стороны жителей, при этом многие приезжают туда просто покататься. Монорельс можно считать хорошей заменой бывшего колеса обозрения на ВДНХ, который разнес полгорода в конце фильма Тимура Бекмамбетова "Дневной дозор".
Общая длина монорельса составляет 4,7 км с 6 наземными станциями.
IMG_1156.JPG

6) Улица Фонвизина.
IMG_1162.JPG

7) Огородный проезд. Вдалеке сталинка на Яузской бульваре, где снимали заключительные сцены фильма "Холодное лето 53".
IMG_1161.JPG

8) Бывший останкинский пивоваренный завод, существовавший в 1949-208 гг. Сейчас предприятие специализируется на предоставлении в аренду производственных мощностей под офисы.
IMG_1160.JPG

9) Корпуса останкинского мясокомбината, образованного в 1954 году.
IMG_1165.JPG

9) Пересекаем Октябрьскую железную дорогу, ведущей на Петербург. Когда-то это была бывшая Николаевская жд-магистраль, связавшая обе столицы в 1851 году, где впервые была установлена ныне действующая колея жд-дорог постсоветского пространства в 1524 мм (или 1520), за которой закрепилось название "русской колеи" (напомню, что построенная в 1837 году самая первая Царскосельская железная дорога имела ширину колеи в 1829 мм, увы не сохранилась).
IMG_1164.JPG

10) Движемся дальше.
IMG_1167.JPG

11) Бизнес-центр "Звёздный".
IMG_1166.JPG

12) Улица Дубовой Рощи. Слева на фото находится здание аппаратно-студийного комплекса (АСК-3), ставшим объектом противостояния 3 октября 1993 года между сторонниками Верховного Совета РФ и подразделениями Министерства обороны РФ и МВД РФ, унёсший жизни по меньшей мере 46 человек. Тогда телерадиовещание всех телекомпаний из Останкино было прекращено, в эфире остался лишь телеканал государственного Российского телевидения (РТР, нынешний "Россия-1"), чья эфирная студия располагалась на 5-й улице Ямского поля.
В настоящее время поезда монорельса работают в полуавтоматическом режиме, при котором система управляет движением состава под контролем машиниста. Имеется также ручной режим, при котором машинист самостоятельно управляет движением.
IMG_1168.JPG

13) Святая святых российского телевидения - Останскинская телебашня, введённая в эксплуатацию в 1967 году, высотой в 540 метров, равной 120 этажам. Проектировали её такие архитекторы, как Николай Никитин (участвовал в проектировании Главного здания МГУ на Воробьёвых горах, Центрального стадиона в Лужниках), Дмитрий Бурдин (автор мемориального ансамбля "Могилы неизвестного солдата" и "Красных домов" на улице строителей вблизи МГУ), Моисей Шкуд (главных инженер по строительству башни), Лев Щипакин (работал над сооружением высотного Дворца культуры в Варшаве и конструктор отечественных башенных строительных кранов). Останкинская телебашня является высочайшим сооружением в Европе и России и 8 в мире после небоскрёба Бурдж-Халифа (Дубай), Небесного дерева Токио, Шанхайской башни (Шанхай), Абрадж аль-Бейт (Мекка), телебашни Гуанчжоу, телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто) и Башни Свободы (Нью-Йорк)
IMG_1171.JPG

14) Здание "Гидрометцентра" и Бизнес-центр Академика Королёва.
IMG_1170.JPG

15) Далее начинается спальный район. Посмотрите, как часто меняются архитектурные стили, - здесь вам и промзоны, и железная дорога, символ российского тв. Теперь идут постройки 2 половины 1950-х гг.
IMG_1174.JPG

16) Улица Академика Королёва.
IMG_1173.JPG

17)
IMG_1178.JPG

18) Справа видны даже два примера переходного типа в строительстве домов от советского монументального классицизма к постройкам без архитектурных излишеств (как возле метро Полежаевская экспериментальные постройки из железобетона 1948 года по проекту Виталия Лагутенко, где впервые была продемонстрирована идея индустриального панельного домостроения с несущим каркасом.
IMG_1176.JPG

19) Вид гостиницы "Космос" 1979 года постройки от станции монорельса "Выставочный центр".
IMG_1179.JPG

20) Монумент "Покорителям космоса", воздвигнутый из титана в 1964 году в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства высотой в 107 метров работы команды архитекторов Михаила Барща, Александра Колчина, инженера Льва Щипакина, скульптора Андрея Файдыш-Крандиевского. любопытно, что они все вместе работали над такими монументами, как памятник Константину Циолковскому в Калуге, монумент освободителям Брянска на площади партизан.
IMG_1180.JPG

21) Помните, как ведьма Алиса Донникова в исполнении Жанны Фриске гоняет на красной Mazda RX-8 по вогнутой стене гостиницы «Космос» в фильме "Дневной дозор"? А ведь можно придираться к сюжету фильма, но, спустя 11 лет после выхода в прокат, можно теперь переоценивать и смотреть с другой стороны на тот период "тучных лет".
Крупнейший в России 25-этажный гостиничный комплекс «Космос» со 1777 номерами был построен в 1979 году для обслуживания XXII летних Олимпийских игр в Москве. Архитектура и дизайн здания с видом на ВДНХ и на монумент «Покорителям космоса» разрабатывались совместно командой советских и французских архитекторов (В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал — Моспроект-1; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн — Франция).
IMG_1182.JPG

22) А ну-ка, что здесь? Справа на снимке - экспериментальный "Дом на курьих ножках" 1968 года постройки с 480 квартирами работы архитекторов В. Андреева, Т. Заикина и инженеров Н. Козлова, И. Беллавина,
В. Меламеда. В середине 1960-х годов в Москве экспериментировали с переходом от девятиэтажного массового домостроения к более высотным постройкам, и дом на «ВДНХ» был третьим в серии зданий, на которых обкатывали новую технологию. Всю оставшуюся советскую эпоху эта многоэтажка была самым высоким панельным домом Москвы.
Особую динамичность фасаду придаёт шахматное расположение балконов нестандартной формы: левая и правая стороны балкона сходятся под тупым углом к середине, что создаёт необычный оптический эффект. несмотря на экспериментальный характер здания, его «ножки» — решение не технологическое, а скорее художественное. Дома на сваях имеет смысл строить, скорее, в экстремальных условиях вечной мерзлоты и постоянных подтоплений. А структура многоэтажки на «ВДНХ» отсылает к «Жилой единице» Ле Корбюзье в Марселе и модернистской архитектурной теории и практике, примеры которой можно найти по всему миру: например, в квартале Ханзафиртель в Берлине. Из-за крупных опор первый этаж дома «на ножках» находится примерно на уровне третьего для стандартных многоэтажных домов, из-за чего даже с нижних этажей открывается прекрасный вид на ВДНХ и окрестности. При этом нестандартна и планировка квартир: она круговая, а вместо привычных коридоров — мини-холлы.
Слева же - монумент "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной (она же автор гранёного стакан, знакомого всем по советскому общепиту), возведённой в 1937 году, имеющей высоту в 25 метров. Скульптура была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
IMG_1181.JPG

23) На конечной станции монорельса "Улица Сергея Эйзенштейна".
Монорельсовые пути представляют собой две стальные балки коробчатого сечения, уложенные на железобетонные опоры на высоте 4—6 м. Между путевыми балками устроены служебно-эвакуационные пешеходные дорожки. Пролёты имеют длину от 20 до 53 м. На конечных станциях имеются разворотные круги радиусом 20 м.
IMG_1183.JPG

24) Отправляемся обратно на станцию "Тимирязевская".
На снимке - павильон №70 "Москва", более известный как Монреальский павильон - его проект участвовал в Монреальской промышленной выставке 1967 года. Павильон является одним из лучших примеров Советского Модернизма. Здание выстроено на металлическом каркасе, который является частью внутренних и внешних конструкций, играющих архитектурную роль. Непосредственно вход в павильон находится на высоком стилобате, к которому ведёт широкая лестница. Фасады павильона представляют собой сплошные стеклянные плоскости с выразительным рисунком алюминиевых рам.
IMG_1184.JPG

25) Повседневная жизнь Москвы. Здесь находится конечная остановка многих автобусов которые едут в область.
IMG_1186.JPG

26) Главный вход на ВДНХ.
IMG_1185.JPG

27) Не сокрушайтесь на серость и бесцветность пространства - такой климат у нас. После года жизни в Каире серость меня просто вдохновляет. Очень нравятся из-за этого чёрно-белые снимки актрисы Любови Полищук и Виктора Цоя с Петропавловской крепостью в туманной дымке.
IMG_1188.JPG

28) Останкинский проезд.
IMG_1190.JPG

29)
IMG_1189.JPG

30) Слева бывшее главное здание телеканала ТВ-3. Там же снимали эпизод захвата телестудии в НТВшном мужской фильме "Меч" 2009 года производства (премьера тогда прошла на Ren-TV) о бывших сотрудниках правоохранительных органов, сколотивших собственную боевую группу по борьбе с организованной преступностью.
IMG_1191.JPG

31)
IMG_1192.JPG

32) Парковка.
IMG_1193.JPG

33) Буквально под монорельсом трамвайная линия. К сожалению, в обсуждениях о закрытии монорельса выдвигаются предположения, что именно эта линия трамвая возьмёт все функции перевозок пассажиров. Ситуация пока не ясна, всё в подвешенном состоянии, монорельс спасает принципиальная позиция столичной мэрии использовать монорельс в качестве туристической достопримечательности.
IMG_1194.JPG

34) Останкинский пруд и храм Троицы Живоначальной ярославского церковного допетровского зодчества 1677-1692 гг. постройки.
IMG_1196.JPG

35) Здание телецентра "Останкино" 1964-1967 гг. постройки, являющийся крупнейшим в Европе вещательным комплексом. Телецентр проектировали ещё при Н. С. Хрущёве архитекторы Л. И. Баталов, В. В. Жаров, А. А. Закарьян, Л. С. Соловьёв, К. С. Шехоян, инженер А. А. Левинштейн. Телецентр вместо первоначальной идеи размещения обосновался на тогдашней окраине Москвы, в живописном районе Останкино: там было вполне просторно для масштабного строительства. Команде первых строителей удалось построить вдвое больший телецентр, чем это изначально задумывалось в Министерстве связи СССР. Основания для подобного масштаба были весомые и амбициозные: объект «Большая Москва» для огромного Советского Союза должен был быть не меньше, чем Олимпийский телецентр компании «NHK» в Токио, телецентр «ORTF» в Париже или новый телецентр «BBC» в Лондоне.
Здание общей высотой в 55 метров теперь оформлено с использованием изображения телевизионной тест-таблицы (когда идут профилактические работы на ТВ, тогда можете увидеть, а до запуска круглосуточного вещания на ЦТ в 2003 году сразу по завершению телевещания обычно в 2.30 ночи).
IMG_1197.JPG

36) Ботаническая улица и повседневная жизнь Москвы.
IMG_1199.JPG

37)
IMG_1200.JPG

38) Буквально в 10 метрах можно видеть кабинеты офисов. Опять же стойкая ассоциация с другим фильмо Тимура Бекмамбетова "Особо опасен", когда с крыши поезда герои Джеймса Макэвоя и Анделины Джоли выполняли боевое задание по устранению очередного "плохиша".
IMG_1201.JPG

39) Вновь пересекаем Октябрьскую железную дорогу в сторону Петербурга.
IMG_1202.JPG

40) Окинем взгляд на останкинскую телебашню.
IMG_1203.JPG

41) Далее идёт настоящая другая Москва. Как мы по Орлу гуляли с Александром Бутенко haydamak, когда в сознании вырисовывалась идея иного города. Хотя, с другой стороны, это типичная Москва для своих".
IMG_1204.JPG

42)
IMG_1205.JPG

43)
IMG_1206.JPG

44) Вновь пересекаем Огородный проезд, чуть дальше виден вход на станцию Фонвизинская Люблинской линии.
IMG_1207.JPG

45)
IMG_1209.JPG

46) Сносимая хрущёвка с настенным рисунком Валилия Кандинского.
Вдалеке в оранжевой "лужковке" в 2006 года половиной философской группы праздновали день рождение сокурсницы. Мы тогда были на 1 курсе.
IMG_1208.JPG

47)
IMG_1211.JPG

48) Вот и прибыли.
IMG_1157.JPG
Tags: Москва, Московская летопись, Россия, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments