?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалистической революции (1 часть)
kirill_moiseev
1) Наступил ХХ век, в начале которого Россия стала непосредственным участников первой мировой войны 1914-1918 гг., коренным образом девальвировавшей ценность человеческой жизни по всему тогдашнему миру и положившей конец т.н. "прекрасной эпохе" с золотым веком автомобилестроения, крупных достижений мировой науки и культуры (та же самая "Россия, которую мы потеряли", только в мировых масштабах во всех воюющих странах). В нашей стране события перешли в две революции, а затем отгремела гражданская война. Так Россия, взявшая в руки винтовку в 1914 году, и проходила с ней до 1922-1923 гг., т.е. почти 10 лет.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура в лице конструктивизма, когда в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
IMG_0843.JPG

2) Материалов по данной теме у меня набралось на 3 поста в общей сложности в 100 снимков, поэтому решил данный доклад разбить на 3 равные части, благо, в Иваново нам удалось найти практически все здания межвоенной архитектуры ещё до становления "советского монументального классицизма" (сталинок). Иваново в период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Карта общего путеводителя по конструктивизму в Иваново. В 1 части - конструктивизм от жд-вокзала до "дома-подковы".
IMG_0794.PNG

3) Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…».
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
IMG_0820.JPG

4) Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов.
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
IMG_0826.JPG

5) Дополнение по тему архитектуры авангарда - нереализованный проект Памятнику III Коммунистического интернационала. Оригинал фото здесь
tb2.jpg

6) Теоретик искусства Александр Ган провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

«И вот мне квартиру дает жилищный, мой рабочий кооператив.
Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета….» 
(В. Маяковский) 

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
(В. Маяковский в очерке о французской живописи).

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
IMG_0814.JPG

7) В советской России 20-х гг. жилые конструктивистские кварталы для рабочих проектировались и строились по очень простой и функциональной схеме. Каждый дом высотой четыре или пять этажей, без лифта, но со всеми удобствами. Группы домов образовывали благоустроенные внутренние дворы. И при крайней экономии средств на строительство, кварталы получили свой запоминающийся облик. Акцентирование лестничных клеток, угловые окна, балконы и лоджии, озеленение и благоустройство дворов, плоские кровли с соляриями – вот такими простыми средствами были созданы эти кварталы. 
IMG_0815.JPG

8) Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы», отстаивавшие своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова. В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.
IMG_0816.JPG

9) В 1920-е гг. Иваново воспринимался в качестве "третьей пролетарской столицей" РСФСР, оттого и многие здания проектировали выдающиеся архитекторы (братья Веснины, Разов, Каверин).
Теперь посмотрим отдельно здания в этом стиле.
В Иваново находится единственный в России крупный ж/д вокзал в конструктивистском стиле, построенный в 1930-1934 гг. архитектором В. Каверинского ( в Костроме тоже вокзал в этом стиле, но сильно переделанный реконструкцией в начале 1980-х гг., отчего он напоминает больше уже "брежневку"). На момент открытия это было 7 по размеру здание в СССР.
IMG_0809.JPG

10) Подчёркнутый геометризм объёмов усиливается благодаря применению различной формы окон: широких вертикальных, горизонтальных, узких вертикальных, освещающих лестничные клетки, и круглых.
dYFXYhv9vZ0.jpg

11) Главный вход в здание расположен между двумя низкими полукруглыми эркерами. Этот композиционный акцент сильно сдвинут влево с центра фасада. Площадка перед входом перекрыта консольным бетонным козырьком, как бы прорезающим объём эркеров.
IMG_0808.JPG

12) Внутреннее убранство.
IMG_0806.JPG

13)
IMG_0807.JPG

14)
IMG_0908.JPG

15) Бывший Дом Культуры железнодорожников, сейчас здесь - выставочный зал народного творчества (ул. Карла Маркса, 62).
IMG_0804.JPG

16) Пересечение Пограничного переулка и Октябрьской улицы. 208-квартирный жилой дом Губжилсоюза, построенный в 1929-1931 гг. по проекту архитектора В. Панкова и группой архитекторов московского объединения АСНОВА, т.н. "Ассоциации новых архитекторов" (Г.И.Глущенко, Ю.К.Спасский, А.Я.Карра, В.А.Лавров).
IMG_0813.JPG

17) 187–квартирный дом Второго рабочего посёлка 1931 года постройки местного ивановоского архитектора Василия Панкова.
После окончания Гражданской войны население Иваново-Вознесенска начало расти быстрыми темпами (с 52 тысяч в 1920 году до 130 тысяч в 1926-м). Остро встала проблема с жильём. Для решения жилищной проблемы по всей стране начали создаваться рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества (РЖСКТ). Постановление ЦИК и СНК СССР в 1924 году им безвозмездно выделялась земля. Одним РЖСКТ в Иванове стал "Второй рабочий посёлок", образованный в 1924 году.
IMG_0805.JPG

18)
IMG_0812.JPG

19)
IMG_0817.JPG

20) 2-этажный дом с башенкой обсерватории из красного кирпича и оштукатуренными серыми вставками. Сейчас здесь школа, а здание называется "дом-птица", построенное в 1927 году по проекту архитектора Василия Панкова.
IMG_0818.JPG

21) "Дом -корабль" 19290-1930-х гг. по адресу проспект Ленина 49 является постройкой работы архитектора Даниила Фридмана по заказу РЖСКТ «Второй рабочий посёлок». Это яркий памятник архитектуры 1920-х годов, в его архитектуре проявились символико-романтические поиски, характерные для того времени. Облик главного 5-этажного корпуса напоминает корабль: скошенный торец и подходящая к нему скруглённая стена имитируют нос корабля, а восьмиэтажная башня на противоположном торце — корму, две галереи балконов опоясывают фасад словно палубы, сплошное остекление первого этажа, имитирующее водную гладь, отделяет «корабль» от земли. Важными композиционными акцентами являются членящие фасад треугольные эркеры и угловые балконы.
vTBLlCFMuMI.jpg

22) Корма "дома-корабля". Стены кирпичные, в главном корпусе оштукатурены и окрашены в бордовый цвет, но изначально главный корпус был окрашен в светло-серый цвет, за исключением двух последних этажей восьмиэтажной части. В первом этаже частично применён каркас, над магазинами железобетонные перекрытия, остальные — смешанные. Первый этаж главного корпуса имеет сплошное остекление.
IMG_0823.JPG

23) Главный корпус имеет 39 однокомнатных квартир и 77 двухкомнатных
IMG_0822.JPG

24)
IMG_0819.JPG

25) А это вспомогательный корпус, относящийся к комплексу "дома-корабля", называемый "домом-баржей", который предназначался для заселения рабочими, в то время, как главный комплекс для членов партии.
IMG_0821.JPG

26)
IMG_0824.JPG

27) По улице Громобоя, 13 находится 104-квартирный "дом-подкова" для сотрудников Объединённого Государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ) архитектора Василия Панакова в 1932-1934 гг. В плане здание образует полукруг. Необычная форма здания не являлась задумкой ивановского архитектора, а была продиктована требованием заказчика сделать постройку как можно более компактной.
IMG_0834.JPG

28) Несущие стены из силикатного кирпича (частично проёмы между окнами выполнены в красном кирпиче).
IMG_0827.JPG

29)
IMG_0828.JPG

30)
IMG_0830.JPG

31)
IMG_0833.JPG

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Много я фотографий из Иваново разглядывал. Но вокзал вот впервые вижу. Класс. Кто-то считает,что конструктивизм скучен,а лично мне нравится. Интересное время тогда было в плане искусства. Про Маяковского же буквально вчера читал на лурке статью:-)

Мне тоже конструктивизм понравился , при том , что ранее на него не обращал внимание . В задумке сделать подборку по межвоенной архитектуре в Клинцах.


Делай конечно же. Поглядим.

У меня-то вокзал был в постах про Иваново))

Я видимо невнимателен:-)

сейчас вот готовлю снимки для редактирования о самом городе вне конструктивизма, кажется, что будет повествование разорвано теперь вне предыдущих 3 постов, где в основном показывать буду дореволюционку, советские панно на зданиях и храмы )

Срань полная, давно пора под будьдозер это убожество.

Это ещё почему ? Зря так , в Беларуси ценят межвоенку, у меня мозг пластичный, поэтому открыт разум для многого и нового ))


Мне кажется, вы слишком снисходительны к воинствующему невежде.

На данный момент , явной агрессии с его стороны не заметил , в любом случае , вежливо указал на ценность межвоенной архитектуры и Беларуси ( которое тоже изучается ) и России ( как-раз , в комменте указал на "пластичность мозга"). Поэтому , думаю , что этот пользователь осознал , что немного погорячился ))


где-то был проект, не помню точно, возможно на "Стрелке2 - собрать воедино все, что есть по конструктивизму и подать в Юнеско . Зарегистрировать как наш вклад в мировое культурное наследие. Очень достойная мысль. Не понятно как она осуществляется.
Некоторые сдвиги в этом направлении вижу у нас в Спб: наконец-то поставили на охрану не отдельные дома , а весь комплекс застройки у м. "Нарвская", включающий несколько очень ярких памятников и жилой микрорайон ул Тракторной (который еще недавно хотели под снос). Много памятников уже разрушено, из 4-х фабрик-кухонь Меерсона осталось 2 , одна уже не соответствует проекту (появилась скатная крыша) но будут реконструировать и восстанавливать плоскую, я надеюсь этим планам суждено воплотиться.

По крайней мере , об Ивановском конструктивизме сделаю ещё 2 поста )) мы целенаправленно в тот день занимались подбором наследия этого стиля ))


Конечно, конструктивизм - великая эпоха. Эпоха, когда создавались дома и целые комплексы не для нуворишей, а для миллионов простых людей. Архитектура яркая, запоминающаяся, абсолютно новая, по-настоящему революционная :)
Очень хорошо, что Вы, Кирилл - начали рассмотрение темы с такого пролетарского города, как Иваново. Продолжайте, буду следить внимательно за Вашей работой!
Желаю Вам успехов !!!

Большое вам спасибо )) постараюсь максимально найти любую информацию по артефактам этого стиля в Иваново ))


расчистить бы все это. Посносить остекленные балконы - вот бы жильцы завыли.
очень бы хотелось чтоб когда то дошли у городских властей до этого руки, чтобы все самопальные курятники были уничтожены, а жлобы-жители исходились в истерике.

Самовольное остекление балконов - это беда всех наших районов, во всех городах и поселках. А строительство "курятников" в домах конструктивизма особо бьет по глазам, все верно.
Но тут одними только административными методами ничего не исправишь, городские власти должны разработать и предложить людям взаимоприемлемые варианты - и удобные, и соответствующие архитектурному образу каждого конкретного дома.
А пока каждый лепит, как может. Ведь конкретный житель дома может быть и не слышал никогда о конструктивизме, и об архитектуре тоже (((

Это называется реставрация и восстановление исторического облика :)

Интересный материал. Сам люблю "конструктивизм" и изучаю его на практике - в виде следов чешского функционализма в Закарпатье.

А вот такой вопрос. Вы пишите: "в Иваново нам удалось найти практически все здания межвоенной архитектуры ещё до становления "советского монументального классицизма" (сталинок)"

Если не секрет, кому это вам, и в рамках чего сделано такое исследование? Дипломная работа, диссертация, научная работа или просто любопытство? Работа-то немалая. Иваново - немаленький город, да и конструктивизма в нём хватает, как видно.

Да, вокзал очень интересный. Вход напоминает вход в аэропорт тех лет, два эркера напоминают тогдашние двухмоторные самолёты.

виде следов чешского функционализма в Закарпатье- а ссылочек не подкинете? интересуюсь чешским функционализмом

спасибо, интересно ))

на самом деле, просто любопытство и желание качественного развития блога. поэтому я пишу не "я", а "мы", так как у меня есть несколько человек, которые оказывают содействие в виде интересных идей, куда разместить пост для больших просмотров.
Осенью мне удалось хорошо поездить по Костромской области в рамках сотрудничества со съёмочной группой канала "культура", я с ними был в поездке (о костроме и райцентрах региона можете у меня почитать). А так езжу чисто

хорошо написали о схожести входа в вокзал с двухмоторными самолётами ))

В Костроме вокзал постройки 90х годов. До этого был действительно в стиле конструктивизма, но здание было откровенно убогое. Новый тоже имеет отголоски конструктивизма.

Не впечатлил город. Наверно поэтому еще и не добрался. Одни дома и больше не чего. Второй пост тоже видел. Где храмы?

Конструктивизм! Даже не знаю, может ли что-то быть более интересным в отечественной архитектуре. В Иваново свой, уникальный стиль. Жалко, что нет сердечка, обязательно заплюсовал бы.
PS. Темные углы фоток это прием или плохая оптика?

Да, Иваново действительно запоминается как заповедник конструктивизма. Правда, как мне кажется, у нас ещё не начали должным образом ценить этот стиль. Видимо, потому что ещё не так много времени прошло.

Кохму и Шую забыли упомянуть.

  • 1