Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Category:

Торопец - затерянный город в Исчезнувшей области...Россия (1 часть)

1) Об этом городе мало кто знает, ещё меньше будет тех, кто готов будет поехать туда, даже на день, но этот малоизвестный город на самой границе Тверской и Псковской областей обладает собственной архитектурной школой, т.н. "торопецким барокко" с храмами и купеческими особняками XVIII-XIX вв. - всё это строилось здесь в особой манере, не встречающейся более нигде в России. Глубокий и сосредоточенный стиль, "умозрение в камне" с обаянием и внутренней силой.
IMG_4862.JPG

2) В конце мая накануне моих летних экспедиций по Калининградской и Ленинградской областям и сдачи ЕГЭ учениками я отправился в Торопец. Добирался сначала сидячим вагоном ночного поезда Москва-Великие Луки, отправляющегося от Рижского вокзала в 19.56 с прибытием до места назначения в 6 утра следующего дня. Затем, подождав 2 часа, пригородным поездом формирования Великие Луки - Осташков в 8.10 рельсовым автобусом РА2 поехал до Торопца с прибытием в 10.30. Так состоялось моё знакомство и с Бологое-Полоцкой железной дорогой, построенной в 1901-1907 гг. с помощью Франции как стратегическая магистраль на случай войны с Германией (что и произошло в 1914 году), призванная связать западные рубежи Российской империи с центром страны и с дорогой, соединяющей две столицы. До 1976 года Бологое-Полоцкая магистраль оставалась последней паровозной линией в СССР. В 70-х и начале 80-х годов по линии активно курсировали грузовые поезда, которые направлялись в Беларусь, Прибалтику и обратно. С началом перестройки и последующим распадом СССР транзитное и внутреннее грузовое движение прекратилось. В настоящее время линия в упадке и в любой момент может быть закрыта. Ну по крайней мере так говорят. В день по дороге проходит 1-2 пригородных поезда малой составности, как РА2. Несмотря на отсутствие большого экономического значения, дорога была сооружена основательно: помимо непосредственно железнодорожной инфраструктуры вдоль линии были также построены жилые дома, погреба, ле́дники, колодцы. Вся дорога выполнена в едином архитектурном стиле, благодаря чему она представляет историко-культурное значение как памятник деревянного зодчества, большей частью сохранившийся до наших дней.
IMG_7163.JPG

3) Великие Луки и Торопец (ударение на 2 слог) являются центрами исчезнувшей Великолукской области, когда-то находившейся на стыке нынешних Тверской, Псковской областей в России и Витебщины в Беларуси и существовавшей в 1944-1957 гг. Сам регион был непосредственно уничтожен Великой отечественной войной, после которой регион обезлюдел и лишился большей части дорог и крупной промышленности. Исчезнувшая область дважды становилась официальной территориальной единицей: в 1167-1320 годах это было Торопецкое княжество, в 1944-57 - Великолукская область. Таким образом, Великие Луки и Торопец можно считать главными городами этой земли, новой и старой столицами.
100 км пути от Великий Лук до Торопца РА2 преодолевает за 2,5 часа. Вокруг города - глухомань, с минимальной плотностью населения если не на всей европейской части страны, то в Центральной федеральном округе точно. Сам Торопец - маленький городок с великой историей, непохожий на другие малые города.
IMG_7162.JPG

4) Первое достоверное упоминание о Торопце - под 1074 годом в Лаврентьевской летописи, то есть он в любом случае старше Москвы. В 1167-1320 годах - центр Торопецкого княжества, первый князь которого Мстислав Храбрый прославился успешными войнами и успел стать за год до смерти в 1180-м году князем Новгорода. В Торопце Александр Невский обвенчался с полоцкой княгиней Александрой Брячеславной, в память о чём супруги даровали городу Корсунскую икону Богоматери. Княжество, стоявшее на перекрёстке дорог и включавшее верховья Волги и Западной Двины, вело очень успешную дипломатию между Литвой, Новгородом, Ливонией, Тверью. В 1320-1503 годах Торопец был в составе Литвы.
На протяжении всей своей истории, со времён Пути из Варяг в Греки это был богатейший купеческий центр, достигший расцвета в 17-18 веках, когда купцы торговали от Западной Европы до Китая.
IMG_7164.JPG

5) Вокзал в Торопце находится на северной окраине, почти за городом, и к центру идти около получаса через деревенские кварталы.
IMG_7165.JPG

6)
IMG_7166.JPG

7)
IMG_7167.JPG

8)
IMG_7169.JPG

9) Кладбищенская Всехсвятская церковь 1796 года постройки на местном кладбище. Слева от нее хоронили католиков и лютеран (в городе было очень много эстонцев), справа от церкви хоронили православных и за церковью - иудеев, которых в городе также было большое количество.
IMG_7161.JPG

9) Дореволюционная и брежневская части школы.
IMG_7168.JPG

10) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1762 года постройки - первый увиденным нами шедевр местной торопецкой школы.
IMG_7173.JPG

11) Что позволяет выделить ряд памятников в понятие целой архитектурной школы?
Если рассмотреть план здания, то его традиционность будет очевидной: небольшой квадратный храмик с граненой апсидой и обширной трапезной с двумя приделами, апсиды которых в миниатюре повторяют центральную. Но в решении наружных объемов произошло нечто неожиданное. Прежде всего мастера не стремятся четко отделить венчающий восьмерик от четверика, а мыслят храм единым объемом. Восьмерик перестает восприниматься завершением, который усилен декором. Он преобладает не на венчающих частях церкви, а равномерно распределяется по всей поверхности здания или же, наоборот, сосредоточивается на нижнем ярусе, но обязательно тут и там одинаковый, перекликаясь родственными мотивами. Другой композиционной особенностью торопецких церквей становится зрительная распластанность вширь всего здания или одного фасада. Это ощущение усиливается своеобразным, ставшим в Торопце традиционным, фасонным покрытием, над которым приплюснутая венчающая главка на тонком барабанчике кажется чрезмерно тяжелой. И, наконец, декор, который не спутаешь ни с каким другим.
IMG_4859.JPG

12) Первый исследователь, выделивший торопецкую архитектурную школу, В.В. Косточкин, дал ему точное определение, назвав «вырезанным из доски». Широкий, плоский, почти без всякой профилировки, он намного выступает из стены и кажется наложенным на её поверхность, что усиливается контрастной окраской в белый цвет выступающих частей и в ярко-зеленый, розовый, красный, желтый самих стен. Наличники окон, чередуясь с пилястрами, почти вдвое превосходящие шириной последние, образуют как бы декоративные пояса, обегающие фасады.
IMG_7176.JPG

13) Приземистая распластанность церкви немного смягчилась, когда позже к ней пристроили колокольню. Но и колокольню торопецкие мастера конструктивно рассматривают как центральную часть – храм, возводя её в тех же формах.
IMG_7174.JPG

14) Ажурные кресты - как на церквях Русского Севера.
IMG_7175.JPG

15) Детали лепного узора так точно повторяются, что можно говорить об оформлении интерьеров рукой одного мастера или артели.
IMG_7172.JPG

16) Всё вместе - фантастически целостно и гармонично.
IMG_7171.JPG

17)
IMG_7178.JPG

18)
IMG_7177.JPG
Tags: Россия, Торопец, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments