Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Санкт-Петербург...Россия:2011-2013 гг. (3 часть)

1) В этом репортаже мы прогуляемся с вами по набережным рек Мойки и Фонтанки, канала Грибоедова и мостам Петербурга, а также отправимся на промышленный Канонерский остров, где мы увидим начало Финского залива в позднеосеннюю ноябрьскую погоду. Посмотрим на архитектуру города, примыкающую к водной глади.
IMG_2072.jpeg

2) Река Фонтанка длиною в 7,6 км и глубиной до 3,5 м. Название связано с устройством фонтанов Летнего сада, когда через Фонтанку были переброшены трубы из бассейна уже несуществующего Лиговского канала на месте современного одноимённого проспекта. Современное название получила в 1737 году. Современные очертания река приобрела с тех пор, как в 1780—1789 гг. по проекту архитектора А. Квасова её расчистили и углубили, а берега одели в гранит. До 1760-х гг. Фонтанка служила южной границей Петербурга, затем она оставалась границей парадной части города, в то время как тогдашняя городская черта переместилась на Обводной канал.
IMG_2064.jpeg

3) Жёлтое здание на фото- дом В. Лебедева в стиле классицизм 1808-1809 гг. постройки. Центр фасада выделен шестью пилястрами коринфского ордера. Они завершаются треугольным фронтоном. Над оконными проемами второго этажа размещены скульптурные панно - круглые и, между пилястрами, прямоугольные. Цокольный этаж обработан рустами, над его окнами - лепные маски.
Справа от него- доходный дом князей Юсуповых 1902-1904 гг. постройки в стиле модерн.
А левее серое здание- также дом Г. Г. фон Лерхе в стиле модерн (арх. К. Маккензен) со сквозным аочным проходом во внутренний двор.
IMG_2066.jpeg

4) На противоположном берегу слева - Толстовский дом с аркой-проездом архитектора Ф. Лидваля (также автором гостиницы "Астория"), выстроенный в 1910-1912 гг. по заказу генерал-майора графа Михаила Толстого (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого) в архитектурном стиле "северный модерн", получившим развитие в основном в начале XX века под влиянием шведской и финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании "северный модерн" означал обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в контексте стиля модерна в странах Балтийского региона, в первую очередь в таких крупных центрах как Стокгольм, Рига, Хельсинки и Санкт-Петербург.
В отделке дома видны элементы, характерные именно для творчества Ф. И. Лидваля: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений. При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных. В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка.
Правее "Толстовского дома"- дом М. Гавриловой в стиле неоклассицизм 1913 года постройки.
IMG_2067.jpeg

5) За Семёновским мостом- дом купчихи А. Кукановой 1831 года строительства в стиле классицизм (арх. А. Мельников).
IMG_2065.jpeg

6) Слева длинное жёлтое здание- Городоской суд, бывший штаб Отдельного Корпуса Жандармов, политической полиции начала правления Николая I, созданной после подавления восстания декабристов.
Правее от него- особняк Левашёва 1836 года постройки в стиле классицизм.
IMG_2071.jpeg

7) Розовое здание- доходный дом М. Кудрявцевой 1872 года, арх. А. Ланге.
IMG_2184.jpeg

8) Трёхпролётный мост Ломоносова 1785-1788 гг. постройки по проекту французского инженера Ж-Р. Перроне, его длина- 57 м, ширина- 14 м. Башенные надстройки выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения, поддерживающих антаблементы дорического ордера и завершенных сферическими куполами с шаровидными золочеными урнами. Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной – металлические секции, установленные между гранитными тумбами. На устоях установлен гранитный парапет. При въездах на мост установлены четыре гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков.
IMG_2191.jpeg

9)
IMG_2171.jpeg

10) Слева- бывший Екатерининский институт благородных девиц для дочерей потомственных дворян, основанный в 1798 году. Здания авторства Джакомо Кваренги, известный в Брянской области авторством усадьбы графа Петра Заводовского в селе Ляличи, возведённое в 1804-1806 г.
IMG_2197.jpeg

11) Для 11-классников зачастую попадается вопрос в тренировочных заданиях ЕГЭ по истории, кто автор и где это находится. Это Скульптура "Укротители коней" работы Пётра Клодта на Аничковом мосту, который стал первым постоянным каменным мостом, переброшенным через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.
IMG_2200.jpeg

12) Сам Аничков мост.
IMG_2190.jpeg

13) Возле которого находится дворец Белосельских- Белозерских в стиле т.н. "руского необарокко" работы архитектора А. Штакеншнейдера в 1847-1848 гг.
IMG_2199.jpeg

14) И снова ЕГЭ. Перед нами Михайловский замок, построенный по заказу Павла I как замок на воде, ставшим местом его смерти 12 марта 1801 года в результате заговора при участии петербургского генерал-губернатора П. Палена ( аналог мэра) и Л. Беннигсена. Архитектор- В. Баженов и Винченсо Бренна (отделка интерьеров дворца), здание возведено в 1797-1801 гг. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища. Это единственный известный случай в истории российского зодчества, когда светское архитектурное сооружение названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.
IMG_2194.jpeg

15) В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями»
IMG_2193.jpeg

16) Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением "замок на воде" в стиле романтического классицизма. «Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I»
IMG_2208.jpeg

17) Чтобы подчеркнуть, что Россия - великая морская держава, замок был окружён со всех сторон рвами с водой, подъемными мостами, брустверами, чугунными решетками. Воскресенский канал, получивший свое название от главных замковых ворот, проходил в непосредственной близости от главного фасада. Благодаря этому создавалось впечатление, будто замок поднимается из воды.
IMG_2196.jpeg

18) Возле Михайловского замка есть любопытная бронзовая скульптура Чижика-Пыжика авторства Резо Габриадзе и архитектора Вячеслава Бухаева, установленной в 1994 году. За время существования памятника его похищали 7 раз, столько же скульптура восстанавливалась или возвращалась на место.
Недалеко от места расположения памятника, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Согласно популярной петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена известная песенка:
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.
IMG_2203.jpeg

19)
IMG_2205.jpeg

20)
IMG_2209.jpeg

21) От реки Фонтанка переместимся к каналу Грибоедова.
IMG_2206.jpeg

22) Канал Грибоедова, его длина-5 км, глубина- до 3,5 м, изначально носил название Екатерининского - в честь Екатерины II, в царствование которой он был обустроен в 1764-1790 гг. инженерами И. М. Голенищевым-Кутузовым, И. Н. Борисовым, Ф. В. Бауром, К. Ф. Модерахом. 6 октября 1923 года канал был переименован в честь драматурга и дипломата Александра Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала и стал называться каналом Писателя Грибоедова, а с 1931 года — каналом Грибоедова.
IMG_2181.jpeg

23) От других протоков Петербурга канал отличается своим узким и очень извилистым руслом.
IMG_2183.jpeg

24) Такая вот извилистая улица "Набережная Канала Грибоедова".
IMG_2155.jpeg

25) Один из известных мостов города- висячий Львиный мост длиной в 22 м и шириной в 2,2 м. Сооружён в 1826 году. Своё название Львиный мост получил от четырёх чугунных скульптур львов работы скульптора П. П. Соколова, расположенных по углам моста. Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к тогдашнему Екатерининскому каналу. Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович. Скульптуры львов выполнил академик П. П. Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 г., также скульптором были изготовлены алебастровые формы. Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе[4][7]. Скульптуры львов были покрашены белой матовой краской под мрамор.
IMG_2028.jpeg

26) Мост однопролётный висячий. Пролётное строение состоит из двух сварных двухтавровых балок из низколегированной стали, объединённых с цепной висячей системой распределительной полосой.
Функцию пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Под пилонами сооружена монолитная железобетонная плита в границах чугунных пьедесталов скульптур. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения.
У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры львов.
Перильное ограждение художественного литья, рисунок представляет собой сетку из непрерывного ряда перекрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми такого же сечения дугами в виде стилизованных восьмерок, образуя места для полукруглых бронзированных розеток. На середине моста в ограду перильного ограждения вмонтированы два многогранных фонаря на богатых лепкой чугунных стойках.
Некоторые детали моста (шарики и розетки ограждения, фигурные части фонарей и т. д.) позолочены.
IMG_2149.jpeg

27) Судостроительные "Адмиралтейские верфи"- ставшие 1 промышленным предприятием Петербурга, основанные в 1704 году. До 1709 году там строили в основном небольшие судна. В 1709 году здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году) —, ознаменовавший собой новый этап в развитии российского флота. В 1725 здесь была построена и испытана первая в России подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова. Было это через 105 лет после появления 1 в мире прототипа подлодки в Англии, созданного для короля Англии Якова I голландским инженером Корнелиусом Дреббелем в 1620 году.
IMG_2170.jpeg

28) А это вид судоремонтного завода с берега Канонерского острова.
IMG_2174.jpeg

29) Я и Финский залив. Это был первый день моего пребывания в Петербурге. Тогда я вернусь в ту петербургскую ночлежку. Весь следующий день я проведу в Эрмитаже- отличное сочетания искусства и искусства ночлежки. А вот после этого произойдёт и то событие, изменившее всю мою жизнь. Впереди ещё 4 часть нашей прогулки по Петербургу.
IMG_2158.jpeg
Tags: Россия, Санкт-Петербург, путешествия
Subscribe

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments