Кирилл (kirill_moiseev) wrote,
Кирилл
kirill_moiseev

Categories:

Белёв, Тульская область...Россия: Краеведческий музей им. П. Жуковского.

1) В этом репортаже мы посетим с вами Краеведческий музей г. Белёва в Тульской области, экспозиция которого, помимо отделов о биоразнооразии района и бивней мамонта, отличается тем, что там есть картины (копии), подаренные музеем Лувра, и сохранившееся образцы белёвского кружевоплетения.
IMG_0810.jpeg

2) Существенную роль в развитии белёвского краеведения сыграли историки И. Ф. Афремов и В. А. Левшин, священник М. Бурцев, писатель и общественный деятель Н. А. Елагин, исследователь истории Белёва Пётр Мартынов, собиратель народных песен и преданий И. Сахаров.
Музей размещён в купеческом особняке 1898 года постройки.
IMG_0809.jpeg

3) Основатель музея- художник Павел Жуковский (1845-1912 гг. жизни), сын поэта Василия Жуковского (учителя Александра II). Сам же музей был основан в 1910 году.
IMG_0807.jpeg

4) Художественный отдел музея открывается залом, посвященным Белеву-городу мастеров. В начале 20 в. почти 40% населения Белёвского уезда занимались кустарно-ремесленными промыслами. Край до сих пор славится своими гончарными, кузнечными изделиями, печными изразцами, глиняной игрушкой, обработкой растительных волокон, плотничьим делом, плетением кружев, вышивкой, яблочной пастилой, которую вывозили в Германию и США. Мировую известность получили ножи, изготовленные кузнецом Вязмитиным.
IMG_0818.jpeg

5)
IMG_0805.jpeg

6) В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения, и соответственно два типа кружева — белевское и одоевское. Расцвет белевского относится к 1840-м годам. Лучшее изготовлялось в уезде, по деревням у помещиков. Оно было многопарным, тонким, некоторые рисунки схожи с блондами, хотя выполнялись в льняном, а не в шелковом материале.
В самом городе Белеве для себя плели мерное, так называемое «верховое» кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать целые вещи, но мелкие — воротники, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды. В конце века распространилась и сцепная техника плетения. В 1880 году в городе вместе с уездом насчитывалось 2000 кружевниц.
IMG_0806.jpeg

7) Упоминание о плетении кружев в Белёве отмечены в источниках XVII века. В XVIII веке в России вошла мода на тонкое нитяное кружево, которое широко использовалось всеми сословиями в качестве отделки женского и мужского платья.
IMG_0816.jpeg

8) В Белёве всё женское население, начиная с 6 лет, занималось плетением кружев.
IMG_0815.jpeg

9)
IMG_0804.jpeg

10) Особенностью белёвского кружева являлась чрезвычайная простота орнаментальных мотивов. Работали кружевницы 8 парами коклюшек, но многочисленные вариации простейших элементов рождали огромное многообразие узоров. Плелось кружево по заранее приготовленному сколку , рисунок которого придумывался опытными мастерицами. В ассортименте белёвских кружевниц было аршинное кружево из хлопчатобумажных белых нитей , использовавшихся для отделки полотенец, постельного белья, а также шали, косынки, воротнички, отдельные детали и целые платья из чёрных, белых,креповых шёлковых нитей. Эти изделия вывозились в Петербург ,Стамбул, Москву, Одессу, Париж.
IMG_0813.jpeg

11) В. Ленин в труде "Развитие капитализма в России" в качестве примера рассматривал белёвский кружевной промысел при анализе тежёлого положения кустарей-производителей и кабальной системы скупки и сбыта их изделий. В 1880-1890 гг. XIX века некогда процветавший промысел пришёл в упадок. В 30-е гг. XX века промысел вновь оживился, открыв в Белёве мастерскую с 20 мастерицами под названием "Красный производственник". Сейчас уже мастерской нет, остаются несколько человек-любителей, занимающихся кружевоплетением.
IMG_0812.jpeg

12)
IMG_0803.jpeg

13) Комната с личными вещами поэта Василия Жуковского.
IMG_0802.jpeg

14) Зал, посвящённый Великой Отечественной войне.
IMG_0808.jpeg

15)
IMG_0811.jpeg


16) Французский художник Надежда Леже.
Родилась она в семье белорусского крестьянина Петра Ходасеевича в деревне Осетищи под Витебском в 1904 году. Во время 1 мировой войны попадает в Белёв, где она начинает учиться рисованию в художественной студии, образованной Т. Катуркиным- выпускником Петербургской Академии Художеств, учеников И. Репина. В 1919 году переезжает в Смоленск, где поступает в высшую художественную мастерскую, затем продолжает обучение в Варшавской академии художеств. В 1924 году она поступает в Парижскую Академию Нового искусства, открытой художником Фернаном Леже. В 1952 году она становится его женой. Сама Надежда Леже стала известная как художник-монументалист в технике мозаики.
В 1968 году в дар Белёву Н. Леже прислала из Франции 78 живописных полотен западноевропейских мастеров (копии), а в 1978 году - скульптуры из муляжной мастерской Лувра, отлитых из гибса и искусно имитирующих материал подлинников: мрамор, терракоту, известняк.
IMG_0799.jpeg

17) Теперь её дары украшают Белёвский краеведческий музей.
IMG_0796.jpeg

18)
IMG_0798.jpeg

19)
IMG_0800.jpeg

20)
IMG_0801.jpeg

21) А это картина уже самого Белёва, отражающую "золотой век" города 2 половины XIX- начала ْXX вв. К сожалению, почти все краеведческие музей любого райцентра иллюстрируют обращение к "золотому веку" по классификации английского философа Арнольда Тойнби в работе "Постижение истории". Когда-то в РУДН я писал дипломную на тему: "циклическая модель истории: проблема упадка". Увы, Белёв XIX века на картине отличается от Белёва начала XXI столетия намного в лучшую сторону.
IMG_0797.jpeg
Tags: Белёв, Россия, музеи, путешествия
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments